Коррекционная служба

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СТ-ЦЫ ПОЛТАВСКОЙ

       

Коррекционная служба

 

Нормативно-правовое обеспечение обучения детей с ОВЗ (файл *.pdf)

 

27 октября 2017 г. Родительское собрание подготовлено специалистами коррекционной службы: Теленьга Т.Г., Широковой М.А., Ююкиной В.В.

Родительское собрание «Стили семейного воспитания»

Цель: оценка влияния стиля семейного воспитания на развитие ребенка.  Содействие пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способность повышения эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.
Задачи:
- обратить внимание родителей на достоинства и недостатки семейного воспитания;
- показать влияние стилей воспитания на формирования характера ребёнка.
Форма проведения: собрание – практикум, с элементами тренинга
Участники: администрация, учителя, родители
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  экран;
Подготовительный этап: анкетирование учащихся

Опросник для детей «Наедине с собой»
Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М.:ИнтелТех, 1994

-Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с родителями?
-Говорите ли вы со старшими по душам, советуетесь ли по личным делам?
-Интересуетесь ли вы работой ваших родителей?
-Знают ли родители ваших друзей?
-Бывают ли они у вас дома?
-Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных заботах?
-Скучно ли вам дома, предпочитаете ли вы проводить свободное время вне дома?
-Есть ли у вас общие со старшими занятия и увлечения?
-Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
-Предпочитаете ли вы чтобы родители были вместе с вами во время детских праздников?
-Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги?
-А телевизионные передачи, фильмы?
 -Бываете ли вы вместе в театрах музеях, на выставках, концертах?
-Участвуете ли вы вместе в прогулках, туристских походах?
-Предпочитаете ли вы проводить вместе с родителями выходные дни?
Подсчет баллов: «да» — 2 балла, «отчасти, иногда» — 1 балл, «нет» — 0 балла
Результат: более 20 баллов -  отношения с родителями можно считать благополучными.
От 10 до 20 – отношения удовлетворительные.Менее 10 баллов – контакты с родителями носят очень ограниченный характер.
 Организация пространства: до начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная музыка и идет показ презентации слайдов, позволяющих родителям отвлечься от рабочих проблем и настроиться на тему собрания; родители рассаживаются в произвольном порядке.

План проведения

Вступительное слово.
Презентация. Мини-лекция «О стилях семейного воспитания»
Проигрыш ситуаций, их анализ.
Анализ результатов анкетирования детей.
Выполнение упражнений: «Ладошки», «Идеальный ребенок».
Выступление педагога и родителя – опыт воспитания детей.
Домашнее задание для родителей
Выступление Широковой М.А. с песней «Берегите своих детей».
Памятка для родителей: «Золотые правила общения родителей».

Ход собрания:
Введение
Эпиграфом  сегодняшней нашей беседы будет восточная мудрость:
    «Если ты думаешь на год вперед – посади семя.
      Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево.
      Если ты думаешь на  век вперед – воспитай человека».
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим различные стили семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят.
2. Мини-лекция «О стилях семейного воспитания» Показ презентации.
 Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Воспитание не может быть хаотичным, бессистемным, так как в данном случае его просто нельзя назвать данным термином. Научно доказано, что характер, как психологическое новообразование, есть результат семейного воспитания и формируется уже к третьему году жизни ребенка, что выражается в кризисе трех лет. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
         На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:
- генетические особенности ребенка и родителей, и их совместимость;
- традиции, на которых воспитывались сами родители;
- научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;
- нравственные устои семьи.
Выделяются несколько основных стилей родительского поведения. Причем, эти стили родительского поведения далеко не всегда осознанны самими родителями. Они характеризуются разной степенью принятия ребенка и уровнем контроля.

1) Либеральный тип семейного воспитания (или попустительский).Уровень контроля также низкий, но отношения теплые. Руководящая роль родителей в такой семье незначительна, они не умеют или не хотят воспитывать ребенка, возможно, высоко ценят его личность, считая простительными различные слабости; легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? На сколько разумно он этой свободой воспользуется?
Ребенок предоставлен сам себе и спрогнозировать его дальнейший характер невозможно, так как он в большей мере будет зависеть от того, в какой среде будет жить и учиться помимо семьи. Неспособность семьи контролировать поведение ребенка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не формируются.
Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отвержения, дети чувствуют страх и неуверенность.

2) Авторитарный тип семейного воспитания (в разных источниках встречаются еще такие названия, как «автократический», «диктат», «доминирование») — это высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители, придерживающиеся данного стиля поведения с ребенком, хорошо представляют, каким он должен вырасти, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях, зачастую, очень категоричны и неуступчивы. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Этому способствуют следующие причины:
- Неоправданные надежды и неудовлетворенность родителей своей семейной жизнью или детьми, эмоциональное непринятие ребенка;
- Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестко, и они автоматически переносят стиль воспитания родительской семьи в свою собственную семью;
- Родители считают чрезмерно значимым для себя мнение других людей об их детях и считают его основным в контролировании собственных детей.
В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком, и постоянно контролируют его поступки — диктуют ребенку, что он должен одевать, с кем дружить, сами определяют режим дня ребенка.
Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне родителей, криках, физических наказаниях. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестоко, иногда наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы наказания, и они выросли «хорошими людьми».
В таких семьях дети испытывают дефицит родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Они очень хорошо знают свои слабые стороны (т.к. об этом им постоянно напоминают, чтобы ребенок «знал свое место») и совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать свои лучшие стороны. Если же родители увидели и отметили положительно какой-то поступок ребенка, мимо которого нельзя было пройти, то они тут же найдут повод указать на что-то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неуместным. Они часто говорят: «яйцо курицу не учит».
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности. Как результат — либо пассивность и зависимость детей, либо неуправляемость и агрессивность. В любом случае — ощущение психологического неблагополучия.
3) Авторитетное воспитание (в различных источниках встречаются термины «гармоничный стиль», «демократический стиль», «сотрудничество») означает теплые отношения и высокий уровень контроля. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей и личную ответственность в соответствии с их возрастными возможностями. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии. Родители открыты для общения и обсуждают с детьми правила поведения в семье. Допускают и изменение своих требований в разумных пределах.
Гармоничный стиль воспитания, естественно, формирует гармоничный тип личности ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте такие он может нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания реагирует paзумно и старается больше не нарушать порядок. У таких детей рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Они вырастают приспособленными к жизни, уверенными в себе и ответственными. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

А сейчас мы представляем Вашему вниманию ситуации из жизни.
Ситуация 1.
Отец.  Ты должен делать так, как я тебе сказал, потому что я старший и главный в доме. Ты мой сын- вот и слушай, что отец говорит.
Сын.     Пап, но послушай…
Отец. И слушать ничего не хочу! Мал еще рассуждать!
Комментарии:
-Многие родители считают, что детям нельзя делать поблажек, что они не способны разобраться в ситуации. Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку.
-В таких случаях ребенок будет все беспрекословно  выполнять в присутствии родителей, но поступать по-своему, когда их рядом нет. Убеждение лучше чрезмерной строгости.
-В данной ситуации надо сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно  все обсудим»
Ситуация 2.
Мать. Наш ребёнок должен заниматься музыкой! Когда-то я прекрасно пела, хороший слух должен достаться Маше по наследству. Жаль, что в детстве мои родители не отдали меня в музыкальную школу. Я всегда мечтала о славе и успехе, а сейчас свои таланты молодежь реализует в различных шоу-проектах. Как было бы хорошо! ..
Отец. Что- то я не заметил у дочери никаких музыкальных наклонностей. Может быть, спросим о ее желании?
Мать. Ерунда! Начнет заниматься и втянется! В этом возрасте дети еще не понимают, чего они хотят! Я не позволю упустить ей свой шанс!
Комментарии:
- Более адекватную позицию занимает отец, который понимает, что часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребёнка заниматься, например, музыкой.
- Пока маленькие, они слушают взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, выражают протест доступными способами- грубостью, уходом из дома и т.д.
- Поэтому, заботясь о том, как заполнить жизнь ребенка полезными и нужными занятиями, не стоит забывать и о его желаниях.
Ситуация 3.
Мать. Делай,  что хочешь,  мне все равно! Пора самому решать свои проблемы.
Сын.  Значит, можно не ходить в школу? У меня там проблемы с математикой
 Комментарии
Родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих проступков.
« Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому, что люблю тебя. В любой момент можешь спросить у меня совета»
Анализ опросника:  «Наедине с собой», теста свободных ассоциаций»

Готовясь к собранию, мы провели анкетирование среди наших учащихся, для выяснения отношений детей с родителями, в котором приняло участие 59 человек, анкетирование добровольное. По результатам анкетирования выяснено –  21 ученик считает, что его  отношения с родителями благополучные, 29 человек считают, что их отношения удовлетворительные, 9 учащихся считают, что их отношения с родителями носят ограниченный характер, т.е. дети желают, чтобы родители больше уделяли им внимания.
Упражнение «Ладошки».
Тихо звучит спокойная музыка. Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение, и т.д. Упражнение выполняется молча в течение 5-7 минут.
         Ведущий просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»).Чему учит нас это упражнение?

Итог ведущего: «Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей; и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.  

Упражнение «Идеальный ребенок». «У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.
Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается сказать, какие качества вы бы хотели видеть в своем ребенке.
Можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или иного качества или умения. Самое же главное наступает, когда, обращаясь к маме/папе, кл.рук-ль  задаст наивный вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от ребенка. А вы сами – такие?!»
Дополнительные вопросы:
1.      Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка?
2.      Случалось ли это в истории ваших с ним отношений? Когда? Как часто?
3.      Чему вы готовы научиться … у своего ребенка?
Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

Выступление педагога и родителя – опыт воспитания детей.

 Домашнее задание для родителей.
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.
Кроме того, попробуйте выполнить следующее:
1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».
3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

 

Организация процесса обучения детей с РАС (файл *.pdf)

Аутизм - проблема века

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма отмечается ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года. Этот день был установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года.
Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием и повышать уровень их жизни.
В ГБОУ школе-интернате ст. Полтавской в период с 3 по 7 апреля были проведены мероприятия, приуроченные ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма.

Информационная листовка "Люди дождя" (скачать файл *.pdf)

Меропрятия, посвященные Дню распространения информации о проблеме аутизма.

3 апреля: Тематические классные часы «Дети дождя» с просмотром видеоролика «Мы просто другие»

4 апреля: Тематические пятиминутки на уроках «Мы дети одной планеты»

 

5 апреля: Выставка рисунков «Мир один для всех»; Библиотечный час «Будем терпимы: лучшее лекарство – ваша доброта»

 

6 апреля: Воспитательские часы «Мы очень разные, но мы вместе» с просмотром мультфильма «Мой братик с Луны»; Распространение информационных листовок жителям станицы Полтавской «Люди дождя»

 

7 апреля: Акция «Зажги синим» - запуск синих воздушных шаров; Круглый стол. «Аутизм в вопросах и ответах». Просмотр публицистического фильма «Антон тут рядом»

 
 

 

Программа коррекционной работы

Содержание:

Пояснительная записка

Направления работы

Этапы реализации программы

Механизм реализации программы

Требования к условиям реализации программы

Организация психолого-педагогического сопровождения детей. Механизм взаимодействия

Ожидаемые результаты реализации программы

 

Структура коррекционной службы школы-интерната

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 29.12.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения