Коррекционные занятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СТ-ЦЫ ПОЛТАВСКОЙ

       

Формирование цветовосприятия

 

Цикл занятий по формированию цветовосприятия у младших школьников

Методическое пособие для учителей начальной школы, учителей-дефектологов

Проведение цикла групповых занятий с учащимися младшего школьного возраста, поможет развить умение выделять основные признаки предметов, цвет.

Научит воспитанников выделять и называть цвета, соотносить изображения по цвету и оттенку. Совершенствовать навыки определения цвета. Соотносить по памяти цвета и оттенки. Закрепит представления о постоянных цветах предметов, научит их выделять.

Поможет научиться различать цветовые оттенки, активизирует употребление прилагательных, обозначающих цветовые оттенки.  

Скачать разработки занятий в формате *doc (занятие 1;занятие 2занятие 3; занятие 4

Занятие 1

Тема: Основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый)

Цель: развитие умения выделять основные признаки предметов (цвет)

Оборудование: Несколько флажков разного цвета

Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели урока.

Основная часть.
Д.И. «Разноцветные круги».
Цель: составление сериационных рядов по величине и цвету.
Оборудование: набор разноцветных бумажных кругoв разного диаметра и цвета.

Содержание: педагог кладет друг на дpyгa круги, начиная с caмoгo большого, так, чтобы был виден их цвет, а затем предлагает ребенку назвать цвет каждого кpyгa и eгo размер.

 

Пальчиковая гимнастика:

Палец очень удивлялся,
Как он главным оказался?
Мы-то знаем хорошо —
Потому что он большой!

(Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец вверх, сгибают его и разгибают. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

 

Физ.минутка:

Рано утром я встаю,
Звонким голосом пою.
Умываюсь, одеваюсь
И за дело принимаюсь.
Я колю, я пилю,
Я рисую, я играю... и т.д.
(Различные движения)

Д.И. «Kaкoгo цвета не стало»?
Цель: выделение и называние цвета.
Оборудование: несколько флажков разного цвета.

Содержание: педагог показывает детям флажки и просит называть их цвет. После этого детям предлагается зак¬рыть глаза. В это время педагог убирает один из флажков. Дети открывают глаза и называют цвет отсутствующего флажка.

 

Д.И. «Найди предметы  такого же цвета».
Цель: соотнесение изображений по цвету (или оттенку).
Оборудование: картинки с изображением предметов раз¬ных цветов.

Содержание: педагог показывает детям одну из картинок (например, красные варежки). Детям предлагается найти и показать картинки, на которых изображены предметы такого же цвета (например, красные носочки и др.).
Итог.

 

Занятие 2

Тема: Различение и обозначение основных цветов.

Цель:  Совершенствовать навыки в определении цвета.

Оборудование: Разрезанные пополам дуги семи цветов радуги.

Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели урока.

Основная часть.

Д.И. «Найди предметы такoгo же цвета».

Цель: соотнесение изображений по цвету (или оттенку)

Оборудование: картинки с изображением предметов разных цветов

Содержание: педагог показывает детям одну из картинок (синюю шапочку). Детям предлагается найти и показать картинки, на которых изображены предметы такого же цвета (синюю кофту и др.).

Пальчиковая гимнастика.

Два большие пальца спорят:
Кто главней из них двоих?
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их.

(Дети сжимают руки в кулачки, сближают их и помещают перед грудью. Затем вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать. Произнося последнюю строчку четверостишия, дети сцепляют большие пальцы друг с другом.)

Д.И. «Сложи paдyгy».
Цель: соотнесение изображений по цвету.
Оборудование: разрезанные пополам дуги семи цветов радуги.

Содержание: педагог, используя половинки дуг, собирает paдyгy, а затем предлагает детям с помощью вторых половинок самому собрать ее по образцу. По окончании педагог просит ребенка назвать и показать цвета.

Физ.минутка.
Ира, Инна и Иван
Весело плясали.
Покружились, поклонились,
На местах остановились.
(Соответствующие движения).

Упражнение «Собери орнамент».
Цель: соотнесение по памяти разных цветов и их опенков.
Оборудование: разноцветные полоски бумаги.

 

Содержание: педагог выкладывает «орнамент» - полоски бумаги в определенной последовательности. Детям предлагается внимательно рассмотреть и запомнить «opнaмент», а затем попытаться собрать eгo по памяти.

Итог.

 

Занятие 3

Тема: Уточнение представлений о постоянных цветах предметов.

Цель: закрепление  представлений о постоянных цветах предметов.

Оборудование: Цветные карточки и картинки с изображением контуров предметов.

Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели урока.

Основная часть.

Д.И. «Уточним цвет предмета».
Цель: закрепление умения выделять оттенки данного цвета.
Оборудование: таблицы с изображениями двух сходных по цвету овощей, фруктов, цветов и т.д. (например: помидор и морковь; мак и шиповник; незабудка и слива; василек и баклажан и т.д.).

Пальчиковая гимнастика.

Безымянный и мизинец
Очень сильно подружились.
Безымянный спину гнёт,
А мизинец лишь кивнёт.
Если же согнуть мизинец,
Безымянный выгнет спину.

(Дети пытаются согнуть по очереди безымянный палец и мизинец. Если не получается совсем, можно сгибать их одновременно. Затем проделывают то же самое другой рукой. Повторяют упражнение несколько раз)

Д.И. «Kaкoгo цвета»?
Цель: закрепление представлений о постоянных цветах предметов.
Оборудование: цветные карточки и картинки с изображением контуров предметов.

Содержание: ребенку предлагается подложить под контурные изображения предметов карточки подходящего цвета. Например, под изображением капусты зелёную, под клубники красную, сливы - синюю и т.д.

Физ.минутка.
Жу - жу - жу,  (3 хлопка)
На лужок хожу (Шаги с высоким поднятием ног)
На жуков гляжу  (Присесть, ладони поднести к глазам)
Жу - жу - жу  (3 хлопка)

Д.И. «Какие цвета использованы»?
Цель: различение цветовых оттенков, активизация употребления прилагательных, обозначающих цветовые оттенки (темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.).
Оборудование: панно с аппликационным изображением петуха.

Содержание: педагог показывает детям панно и объясняет, что при eгo изготовлении использовалась бумага (ткань) пяти цветов, каждый из которых имел два оттенка:
светлый и темный. Детям предлагается внимательно рассмотреть панно, найти оттенки цветов и назвать их.

Итог.

 

Занятие 4

Тема: Соотнесение по памяти разных цветов и их оттенков.

Цель: закрепление  представлений о постоянных цветах предметов.

Оборудование: Коврик, выполненный из полосок разноцветной бумаги; полоски разноцветной бумаги.

Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели урока.

Основная часть.
«Сплети коврик»
Цель: соотнесение по памяти разных цветов и их оттенков.
Оборудование: коврик, выполненный из полосок разноцветной бумаги; полоски разноцветной бумаги.

Содержание: педагог предлагает детям рассмотреть коврик и запомнить чередование цветных полосок, а затем сплести такой же.

Пальчиковая гимнастика.

Покажите пальцем зайца,
Книжку, яблоко, орех.
Указательному пальцу
Всё известно лучше всех.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают вверх указательный палец, сгибают его и разгибают. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз

Д.И. «Kaкoгo цвета»?

Цель: закрепление представлений о постоянных цветах предметов.
Оборудование: цветные карточки и картинки с изображением контуров предметов.

Содержание: ребенку предлагается подложить под контурные изображения предметов карточки подходящего цвета. Например, под изображение помидора - красную карточку, под изображение огурца - зеленую, сливы - синюю, лимона - желтую и т.д.

Физ.минутка.

Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.

Д.И. «Неразлучные цвета».
Цель: закрепление умения выделять постоянные цвета предметов.

Содержание: педагог  называет предмет (объект), в котором в постоянном сочетании представлены определенные цвета, и просит детей их назвать. Например: калина - 
листья зеленые, ягоды красные; ромашка - лепестки белые, середина желтая; береза - ствол белый, листья зелёные.

Итог.

 


 

 

Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения