Советы родителям

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СТ-ЦЫ ПОЛТАВСКОЙ

       

Советы родителям

 

Проблема: взаимоотношения с ребенком

Если Вас волнуют вопросы: Как наладить отношения с ребенком? Почему ребенок не слушается? Что не так в отношениях с ребенком воспользуйтесь следующей рекомендацией.

Заведите дневник Ваших отношений с ребенком на какую-либо часть дня либо на целый день.

Каковы были Ваши действия?

Число

 Поправил(а),

одернул(а)

Похвалил(а),

наградил(а) 

Вместе развлекались.

Получил(а) удовольствие от общения с ребенком 

 Отказался (лась) выполнять просьбу:

"Нет, я не могу этого сделать"

         
         


Каждый день, вечером, вспомните, сколько раз Вы сказали ребенку.

  • Я занята.

  • Посмотри, что ты натворил.

  • Не говори так быстро.

  • Неправильно.

  • Хорошо.

  • Когда же ты научишься?!

  • Сколько раз я тебе говорила!

  • Нет. Я не могу.

Обсуждали его с другими в его присутствии:

  • Он сведет меня с ума!

  • Я никак не могу заставить его...

Ну и как ?

Правила гармоничных отношений с ребенком

  1. 1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.  В общении с ребёнком – используйте принцип – безусловное принятие. Любите ребёнка не за то, что он красивый, умный, способный, помощник, а просто за то, что он есть!

  2. 2. Ваш ребенок - не ваша собственность, а самостоятельный человек. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

  3. Ваш ребенок не всегда является послушным и милым. Его упрямство и капризы неизбежны, но Вы вправе выражать недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Когда Вы говорите о своих чувствах ребёнку, ГОВОРИТЕ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЁМ ПЕРЕЖИВАНИИ, а не о поведении ребёнка. Используйте «Я сообщение» (например): Мне трудно собраться с мыслями, когда телевизор работает на полную громкость, и я всё время отвлекаюсь.

  4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны близкие взрослые. Потому что вовремя не поняли его. Устанавливая определённые требования по отношению к ребёнку – соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка. Не требуйте от него того, что он попросту не может вам дать - в силу особенностей возраста или характера.

  5. Даже в самой тупиковой на Ваш взгляд ситуации не применяйте физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребёнка. Они не созидают, а разрушают отношения с ребёнком.

  6. Несомненно, есть правила,  которым дети должны следовать и выполнять. Правила поведения делают жизнь ребёнка понятной и предсказуемой, создают чувство безопасности. Найти путь к бесконфликтной дисциплине помогут несколько правил: правила обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка, но их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими. Важно, чтобы правила были согласованы взрослыми между собой. (Например: недопустимо, чтобы мама говорила одно,  папа – другое).

  7. Не делайте наказание чрезмерным, оно -  сигнал о важности нарушенного правила..

  8. И напоследок: всегда верьте в  то, что хорошее  есть в вашем малыше. И сохраните оптимизм во всех педагогических невзгодах, ведь главная воспитательная сила взрослого – в его авторитете (правильный образ жизни, умение грамотно и бесконфликтно общаться). В КАЖДОМ РЕБЁНКЕ СОЛНЦЕ!  


Как своевременно выявить проблемы ребенка со здоровьем?

Обратите внимание!

Если Вы заметили какие-либо из этих признаков, обязательно посоветуйтесь со специалистами.

Слух
Бывает ли, что:
- когда Вы зовете ребенка из соседней комнаты, он не реагирует и, по-видимому, не слышит Вас?
- ребенок "упускает" что-то, сказанное в его присутствии?
- часто "проглатывает" окончания слов?
- когда Вы разговариваете с малышом, он пристально следит за Вашей мимикой?

Язык и речь
1. Трудно ли понять, что говорит Ваш малыш?
2. Подвергается ли его речь насмешкам со стороны других детей?
3. Мог ли он произносить слова в три года?
4. Говорил ли он предложениями в четыре года?
5. Трудно ли ребенку подбирать слова?
6. Стесняется ли он разговаривать?

Зрение
1. Щурится ли ребенок?
2. Подносит ли он книги и журналы близко к лицу?
3. Как далеко он садится от телевизора?


 

Учимся читать дома

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение - математике, биологии, общественным наукам - будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.

В домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить или говорить. Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия:

1. Регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.

2. Читать рассказы, интересные ребенку: про животных, игрушки, динозавров, цирк и др.

3. Использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном.

4. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, ножницами, бумагой и т.д.

5. Сделать для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами.

6. Записывать истории, которые малыш будет диктовать.

7. Устраивать детям нечто вроде экскурсий по кварталу и в другие места и обязательно обсуждать эти прогулки как до, так и после.

8. Обстановка дома должна быть спокойной - родителям нужно быть терпеливыми.

9. Дома под рукой у ребенка всегда должно быть достаточно материала для чтения.

10. Сами родители должны подавать ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.

11. Родителям время от времени следует брать малыша с собой в библиотеку, чтобы ребенок, во-первых, мог полистать книги на полках и в читальном зале и, во-вторых, выбрать несколько книг и взять их домой.


 

 

Проблема: самовольные уходы из дома

Памятка для родителей по предупреждению самовольных уходов детей из дома

Как бы Вы не были заняты на работе, личными делами, ПОМНИТЕ, что дети – это отражение и продолжение родителей. Все, чему  ребенок когда-то научился (и хорошему, и плохому) во многом зависит от Вас. Ведь именно Вы несете полную ответственность за своего ребенка до достижения им совершеннолетия!!!

Для достижения гармонии в Вашей семье и с Вашим ребенком мы предлагаем несколько простых советов:

1)Старайтесь ежедневно общаться с ребенком, узнавать новости со школы, его успехи и проблемы в учебе, интересоваться взаимоотношениями в классе;

2)    Обращайте внимание на настроение ребенка, когда он пришел со школы. Стоит насторожиться, если он приходит поникшим и грустным, а утренний поход в школу сопровождается слезами и нежеланием учиться.

3)    Выслушайте своего ребенка, даже если Вы очень устали! Ведь именно Вы тот человек, от которого Ваши сын или дочь хотят услышать доброе слово и совет.

4)    Помните! Уход из дома – это протест ребенка, его защитная реакция. А в некоторых случаях и манимулирование родителями! Задумайтесь, что же Вы сделали не так?

5)    Уделяйте больше внимания Вашему чаду. Говорите с ним. Займитесь общим делом. Это сближает…

6)    Организуйте занятость ребенка в свободное время: запишите его на кружки, секции. При этом ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывая его желания!!! Если это будет против воли ребенка, то все ваши усилия будут тщетны.

7)    Узнайте, с кем дружит Ваш ребенок. Подружитесь с ними и Вы. Приглашайте в гости, разговаривайте с ними о делах в школе и за ее пределами.

8)    Никогда не бейте своего ребенка!!! Вместо физического наказания используйте слова, с помощью которых можно донести любую информацию до провинившегося.

Родитель должен помнить, если в семье случилось несчастье, ваш  ребенок ушел из дома, то необходимо организовать первоначальные розыскные мероприятия: 

- созвониться с друзьями и знакомыми своего ребенка, а также родственниками;

- посетить их по месту жительства; проверить места возможного его нахождения, где обычно гуляет.

Если первоначальные поиски не принесут положительного результата,  необходимо обратиться в милицию с заявлением о розыске.

Родители имеют право обратиться в правоохранительные органы по истечению 2 часов с момента исчезновения ребенка.

 

Профилактика самовольных уходов из семей

Отсутствие доверия и взаимопонимания родных людей, равнодушие – это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома.
 
 В последнее время данная проблема все чаще стала касаться многих семей. Что же происходит с нами и нашими детьми? Как можно изменить эту ситуацию, что мы, взрослые люди делаем не так?
 
 Дети очень восприимчивы к неблагоприятным обстоятельствам жизни, поэтому уход из дома это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, которая им может показаться безвыходной.
 
Самое главное для родителей вовремя принять сторону ребенка, уверить его в том, что он способен преодолеть возникающие трудности, не убегая из дома.

Рекомендации для родителей по предупреждению уходов ребенка из дома:

- Говорите с ребенком!

- Начните с малого – спросите у ребенка, как прошел день, что было хорошего, какие проблемы; расскажите про свой день, свои успехи и трудности.

- Все, что для взрослых – полная бессмыслица, для ребенка очень важно!

- Подросток хочет, чтобы к нему относились серьезно, воспринимали его как взрослого и самостоятельного человека, уважали его личность, поэтому любое необдуманное слово или действие могут нанести тяжелую рану его душе. Впоследствии ребенок будет воспроизводить свои психологические проблемы во взрослой жизни.

- Попробуйте найти время, чтобы всей семьей сходить в кафе, кинотеатр или парк.

- Запишитесь вместе с сыном или дочкой в спортивный зал или бассейн.

Ни в коем случае нельзя применять меры физического воздействия!

Только усугубите ситуацию! А когда вы были в школе последний раз? Сами? (родительское собрание не в счет). Поинтересуйтесь, как учится в школе ваш ребенок? Что нового в школе? быть может, планируется проведение семейного праздника, на который ваш ребенок, боясь отказа, вас не пригласил? Согласитесь, ведь это не требует больших затрат. И вот такие маленькие шаги в сторону вашего дорогого и замечательного чада в конечном итоге приведут вас к тому, что вы обретете самого настоящего и преданного друга.

Не забывайте, что в преодоление кризисных ситуаций, коснувшихся, вас и вашего ребенка вам всегда помогут, специалисты. Чем раньше вы обратитесь за помощью психолога или психиатра, тем больше шансов разрешить проблему ребенка и предотвратить его уход из дома. Хорошие родители – это те родители, которые способны построить отношение с ребенком, так чтобы избавить его от разочарований!

Уходы ребенка из дома влекут за собой серьезные последствия: проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, воровать. Ребенок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи. В дальнейшем – серьезные правонарушения, асоциальный образ жизни. Кроме того, ребенок сам может стать жертвой насилия.

Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован! Когда дети уходят первый раз это еще не болезнь. Но потом желание бродяжничать станет уже необратимым – с ним ребенок не сможет справиться самостоятельно без вашего прямого вмешательства и участия в его жизни.

ПОМНИТЕ!

Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!

 

Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома

1. Примите факт, что ваш сын или дочь - уже не ребёнок (по крайней мере, он или она хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ.
Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет», можно «с почестями похоронить». Важно предоставлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Многие «капризы» подростков можно понять и принять, если знать особенности их поведения.

2. Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.

3. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если она совершит ошибку (ранняя беременность, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.

4. Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником.

5. Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

Родители обязаны:
1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в любое время суток;

2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов;

3. Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны;

4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;

5. Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:

  • безопасность на дороге;
  • что необходимо делать, если возник пожар;
  • безопасность в лесу, на воде, болотистой местности;
  • безопасность при террористических актах;
  • общение с незнакомыми людьми и т.п.

Что делать если всё-таки подросток ушел:

При задержке ребенка более часа от назначенного времени возращения:

  • обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок;
  • уточнить в администрации образовательного учреждения, в котором обучается ребенок;
  • обзвонить близлежащие лечебные учреждения, справочную «Скорой помощи».

В случае не обнаружения ребенка:

1. Ведите себя спокойно и уравновешено.

2. Заявите в полицию о пропаже ребенка, сразу же, как только вы поняли, что ребенок не просто задержался, а действительно ушел из дома. Далее действуйте согласно полученным указаниям от сотрудников полиции.


ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?

ДЕЛАЙТЕ!

 НЕ ДЕЛАЙТЕ!

 

1. Радуйтесь Вашему малышу.
2. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
3. Когда малыш сможет Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
4. Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).
5. Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
6. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
7. Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
8. Говорите с малышом короткими фразами.
9. В разговоре с малышом называйте как можно больше предметов.
10. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
11.Говорите медленно.
12. Будьте терпеливы.
13. Сначала спрашивайте "что". "Почему" спросите, когда малыш подрастет.
14. Каждый день читайте ребенку.
15. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
16. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
17. Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
18. Поощряйте игры с другими детьми.
19. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
20. Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
21. Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
22. Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
23. Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
24. Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.
25. Регулярно водите ребенка в библиотеку.
26. Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
27. Не теряйте чувства юмора.
28. Играйте с ребенком в разные игры.
29. Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
 

 1. Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
2. Не задавайте слишком много вопросов.
3. Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
4. Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
5. Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки, приводить в порядок комнату.
6. Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".
7. Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше скажите просто: "Она синяя".
8. Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
9. Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
10. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.                        
11. Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:
всех логических связей;
всех ваших чувств ("мама устала");
абстрактных рассуждений и объяснений.
12. Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
13. Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.


Проблема:  неуверенность ребенка

ПАМЯТКА 1. "Как преодолеть неуверенность ребенка"

1. Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка, как неуверенность.

2. Не демонстрируйте эту черту характера посторонним людям.

3. Поощряйте общение своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.

4. Если ребенок сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу и не мешайте ему.

5. Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

6. Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверен».

7. Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.

8. Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

9. Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.

10. Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении неуверенности, заметьте ее и вовремя оцените.

ПАМЯТКА 2. "Помогите ребенку поверить в свои силы"

Уважаемые папы и мамы!
Ваш ребенок неуверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке.
Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.
 
1. Хвалите своего ребенка за достижения, которые ему дались трудом и упорством.

2. Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.

3. Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.

4. Не оставляйте без внимания усилия ребенка по преодолению своей неуверенности.

5. Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.

6. Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

7. Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.

8. Спрашивайте ребенка о его проблемах, если он вам сам ничего не говорит, делайте это тактично и тепло.

9. Радуйтесь его победам над собой.

10. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается.



 

 

 

 

Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения