Учитель русского языка и литературы, учитель географии
Образование:
Нижнетагильский государственный педагогический институт, учитель русского языка и литературы, 1988 г.
Профессиональная переподготовка «Психологическое сопровождение лиц с проблемами в развитии. Педагогика (Олигофренопедагогика)», 2009 г., Славянск-на Кубани, ГПИ
Педагогический стаж: 20 лет
В данном учреждении: 5 лет
Персональный сайт на образовательном портале "Социальная сеть работников образования"
Педагогическое кредо:
По словам американского поэта Уитмена Уолта, «посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Мать Тереза говорила: «Надо уметь ходить по водам. Мгновение безверия – и ты начинаешь тонуть». Честь и хвала тому учителю, который верит в себя и свое предназначение и стремится быть великим! «Делай, что должен, и будь, что будет!»
Увлечения и интересы:
Очень люблю путешествовать. Это дает много впечатлений, прекрасную возможность удивляться и познавать новое. Люблю выращивать розы и ухаживать за ними.
Люблю читать стихи, пою и играю на гитаре.
Огромное счастье - делать мир красивее и дарить еголюдям.
Путешествие в Кабардинку
Побывать в удивительных уголках мира, своими глазами увидеть и потрогать руками шедевры культуры и архитектуры… Какой ученик не мечтает об этом, изучая по географии страны и континенты? Как замечательно, что в нашем крае есть такой уголок, где собраны архитектурные достопримечательности мира в уменьшенном виде! Это – «Старый парк» в Кабардинке, на берегу Черного моря, что создан руками энтузиастов под руководством Александра Ивановича Алексеева. Именно туда и отправились ученики 8-9 классов школы-интерната под руководством педагогов Е.Г.Бажиной, Л.В.Гончаровой и А.А.Тушиной.
Милая экскурсовод начала свой рассказ у копий египетской пирамиды и величественного сфинкса, охраняющего покой фараонов. Известно, что нахождение внутри пирамиды благотворно влияет на состояние человека, гармонизирует его. Можно войти внутрь, постоять, разглядывая рисунки внутри - копии египетских надписей. Система миропонимания, нравственные законы жизни, загробные верования, любовь, поэзия и философия – все это уместилось на четырех стенах в уникальном пирамидном своде. У величественной фигуры Зевса любят фотографироваться туристы, оставляя монетки. А красивые статуи богинь Афродиты и Галатеи украшают парапеты гранитных ступеней у входа в храм.
Привлекает внимание японская часовня, посвященная одному из семи богов счастья – Эбису. у которого находится небольшой прудик с живыми карпами, символом процветания и благополучия у японцев. Эбису часто называют смеющимся богом. В руках у него священная рыба тай, из которой льется чистая вода для соблюдения ритуала омовения рук и рта.
А огромный камень «Черный самурай», найденный в горах Кавказа, служит охранником японского уголка парка. Когда камень мокрый, он абсолютно черный, отсюда и его название. По мнению японцев, камень и вода создают гармонию, а специально подобранные растения добавляют и образуют настроение миросозерцания.
Что мешает человеку жить? Беседка «Семь смертных грехов» может дать ответ на этот вечный вопрос. В образах водоточащих скульптур, окружающих беседку, сцены страшного суда представлены в скульптурах-фонтанах, изображающих семь смертных грехов, свойственных человеку, - гнев, гордыню, жадность, блудливость, обжорство, зависть и уныние. А чтобы понять, какой смертный грех мешает тебе жить, можно попробовать погадать. Войдя в беседку, надо закрыть глаза и семь раз обойти вокруг стола, затем открыть глаза и обернуться к тому пролету между колонн, к которому оказались стоящими спиной. Выйдя из беседки, внимательно рассмотреть тот образ греха, над которым вам следует задуматься.
И вот уже перед нами уголок Востока. Индия. Легендарный мавзолей Тадж-Махал, построенный султаном, скорбящим в честь своей рано умершей красавицы-жены. Здание из белого мрамора днем кажется перламутровым, а ночью при свете луны – нежно-голубым. Внутри мавзолея находится музей Востока, в котором поражает разнообразие подлинных исторических экспонатов: клинки, ножи, кольчуги, украшения, ковры…
Сколько мест для изумительных кадров! Сколько впечатлений от увиденного! Каждый уголок парка с любовью обустроен, везде чувствуется заботливая рука настоящего хозяина.
Благодаря этой познавательной и удивительной во всех смыслах поездке перед учениками школы-интерната буквально «ожили» шедевры истории и архитектуры всех времен и народов. Путешествие по парку получилось настоящим путешествием по миру. Настоящее познание начинается с удивления. Уж чего-чего, а удивления в нашей экскурсии было предостаточно.
Формирование и коррекция мыслительной деятельности учащихся на уроках географии
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы “Формирование и коррекция мыслительной деятельности учащихся на уроках географии”. Причиной этого явилось и желание повысить интерес школьников к учебной деятельности.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Как традиционные, так и нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации мыслительной деятельности, а их применение - актуальной проблемой.
В развитии мышления психологи выделяют три уровня:
-уровень восприятия и понимания;
-уровень логического мышления;
-уровень творческого мышления.
Сущность личностно ориентированного подхода в обучении – развитие думающей личности, умеющей анализировать события, действия, принимать решения.
Нужно научить учащихся анализировать наблюдаемые события, процессы, явления,
Для обеспечения условий развития личности ученика, формирования у него нестандартного мышления, навыков, необходимых для дальнейшего саморазвития, и овладения им опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, содержание образования предполагает широкое использование на уроках творческих методов обучения. А творческие методы направлены на развитие мышления. Развивать мышление – это значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификацию, сопоставление, выявление сходства и различий, выявление существенных свойств предметов, делать правильные выводы из фактов и проверять их.
Для развития логического мышления школьников использую оценку наблюдений и экспериментов, прогнозирование ожидаемых результатов; обучаю своих учеников самостоятельно анализировать изучаемые процессы, сравнивать их свойства, строить обобщенные выводы. Например, построение и анализ графиков температуры воздуха на основе наблюдений, сделанных учащимися на уроках. Я предлагаю ребятам определить самый жаркий и холодный месяцы года и выяснить причины годового хода температуры
Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружать жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т.д.
Практические программные работы ориентированы на формирование умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами и т. д.; определять направления, географические координаты и т. д.; измерять расстояния и др.; наблюдать за различными процессами, явлениями на местности; объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экономические и др. ситуации; прогнозировать возможные направления различных явлений и процессов.
Отталкиваясь от того, как классифицируются мыслительные операции, уроки формирования новых знаний провожу с использованием элементов формирования и коррекции мыслительной деятельности.
Это могут быть при изучении нового материала уроки-экспедиции (путешествия), уроки-исследования, а также отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование.
Поэтому главными задачами развития мыслительной деятельности на уроках географии являются:
-повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных компетенций обучающихся;
-выявление развития интеллектуального потенциала, интересов, склонностей обучающихся;
-формирование нравственных основ личности;
-создание моделей учебных занятий, направленных на развитие познавательной мыслительной деятельности на уроках географии.
В связи с этим особый интерес представляет влияние различных типов заданий на развитие познавательных процессов учащихся.
При репродуктивном методе использование заданий различного характера способствует развитию воображения, устной речи, памяти, мышления, внимания.
Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте.
Решение заданий частично-поискового метода способствует развитию памяти, внимания, логического мышления.
Исследовательский метод развивает внимание, память, логическое мышление, воображение.
Основываясь на классификации мыслительных операций, для развития мыслительных процессов анализа и синтеза использую на уроках следующие задания.
В этом разделе отдельно хочется остановиться на постановке проблемных вопросов, так как именно они в большей степени способствуют развитию логического мышления. Важно, чтобы обучающиеся получали знания не в готовом виде, а добывали их самостоятельно, находя при этом способы их получения. В большинстве случаев правильно поставленная перед обучающимися проблема вызывает практически у каждого из них желание найти решение, хотя бы сделать такую попытку.
Мышление начинается с проблемного вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемой определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Он направлен на решение задачи, задания, вопроса. Основным элементом проблемного обучения считается создание проблемной ситуации и решение проблемы. Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её решение. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек наталкивается на что-то непонятное, неизвестное – это главный элемент проблемной ситуации. Это новое и неизвестное должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия.
Сравнение и обобщение, классификация географических понятий способствуют формированию мышления, и делать это возможно на каждом уроке, прежде всего, при помощи специальных вопросов и заданий.
В психологии есть классификация ведущей модальности,по которой учащихся можно разделить на три группы: визуалы, аудиалы, кинестетики.
Визуалы опираются на наглядность, использование схем и таблиц.
Аудиалы ориентируются на модуляцию и тембр голоса.
А вот кинестетики больше реагируют на прикосновения, жесты, движения.
Изучив особенности учащихся, с которыми я работаю, я сделала вывод, что, как и в любом коллективе, визуалов больше других. Поэтому работу на уроке планирую с учетом этих особенностей.
У таких детей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, они пропускают в мозг почти в пять раз больше информации, чем органы слуха. Но для этого учащимся, а особенно визуалам, необходимо выделить из общего материала наиболее значимое глазу,значимое можно выделять особенными знаками. Именно это сохранится в памяти как некий кодированный символ.
Необходимо учитывать, что в коррекционной школе используются только несложные рисунки. Их создают на классной доске параллельно объяснению, реже – воспроизводят заранее подготовленные рисунки.
Такие рисунки необходимы даже в условиях применения других технических средств обучения, так как ничто не сравнится с живой речью, сопровождаемой простыми и понятными иллюстрациями.
Дети очень любят рисовать, кроме того, в процессе изображения того или иного географического объекта легче усваиваются составляющие его элементы, закрепляются существующие закономерности, существенные, главные признаки, позволяющие отличить его от других подобных объектов, а также второстепенные признаки, позволяющие их классифицировать по их совокупности.
Технология опорных сигналов в данном случае наиболее оптимальна. Опорный сигнал – это ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение.
Особенно хочется остановиться на работе с ассоциативным рядом. Работу на уроке я провожу по следующей методике, которую подобрала сама.
- На первом уроке учащиеся ищут возможное сходство очертаний границ государства на политической карте с конкретным предметом, отвечая на вопрос: «На что похожи очертания государства?» при помощи учителя, у которого уже готов ассоциативный ряд. Дети практически всегда принимают предложение учителя, иногда внося и свои предложения, что способствует творческому, активному восприятию материала;
- На следующем уроке происходит закрепление ассоциативного образа: название государства – предмет;
- На последующих уроках учащиеся работают с набором карточек, отыскивая государства на карте, при этом необходимо задавать уточняющие вопросы о столице, соседних государствах и т.д. Возможна также и работа с совмещением картинки с предметом и визитной карточки государства.
Выявление сходства и различия характерно для сходной мыслительной операции сравнения. Формированию и коррекции этих мыслительных операций способствует особая постановка задачи, вопроса.
На уроках-путешествиях хорошо формировать и корректировать умения и навыки делать выводы, проверять их.
Для выявления существенных свойств географических понятий использую на уроках свое ноу-хау: визитные карточки европейских государств.
Таким образом, использование развивающей технологии в обучении географии позволило мне достигнуть определенных результатов:
-развивающее обучение активизировало мыслительную деятельность школьников;
-у большинства учащихся сформировались положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к географии;
-возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации мыслительной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.
Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время способствует не только формированию, но и коррекции мыслительной деятельности учащихся.