В системе психолого-медико-педагогического сопровождения организация дефектологического коррекционного процесса направлена на развитие всех психических процессов и познавательных способностей.
Дефектологическое сопровождение осуществляет свою деятельность в тесном контакте с логопедическим, психологическим, медицинским, педагогическим сопровождением учреждения и родителями (законными представителями), обеспечивая необходимый уровень взаимодействия в условиях реализации образовательной программы учреждения.
Цели и задачи дефектологического сопровождения
Основная цель – обеспечение комплексного сопровождения детей.
Основными задачами дефектологического сопровождения являются:
- Обеспечение права ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на получение коррекционной помощи, содействие охране прав личности.
- Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей.
- Обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия.
- Обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения, воспитания и коррекционно-развивающих технологий.
- Консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам оказания дефектологической помощи детям.
Направления деятельности дефектологического сопровождения
Диагностическое направление
- организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребёнка, используя организационные формы диагностической работы;
- динамическое наблюдение коррекционно-образовательного процесса;
- определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребёнка;
- оформление по данным проведённого обследования документации установленного образца;
- составление заключения по результатам обследования и доведения до сведения родителей (законных представителей) и педагогов в допустимом объёме с целью их ориентации в проблемах развития школьника.
Коррекционно-развивающее направление
- системное коррекционное воздействие на учебно–познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса;
- преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса;
- коррекционно-развивающие занятия с учащимися с ОВЗ;
- формирование способов усвоения детьми социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
- коррекционная работа с детьми проводится как по группам, подгруппам, так и индивидуально;
- группы, подгруппы детей и индивидуальный подбор комплектуются согласно психофизиологических особенностей детей по заключениям ПМПК и ПМПк;
- выписка детей по истечению срока работы с ребёнком или по инициативе специалиста идёт через ПМПк;
- работа проводится в тесном контакте с педагогами, другими специалистами учреждения, медицинским персоналом;
- дефектологическая служба участвует в работе ПМПк, готовит материалы-представления на воспитанников.
Направление коррекционно-развивающей работы:
1. Сенсорное и сенсомоторное развитие;
2. Формирование пространственно-временных отношений;
3. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, приемов умственной деятельности, развитие наглядных и словесных форм мышления);
4. Нормализация ведущей деятельности возраста;
5.Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
6. Формирование необходимых для усвоения программного материала знаний, умений и навыков.
Работа осуществляется в форме индивидуальных, групповых (4-6 чел.), подгрупповых (2-3 чел.) коррекционных занятий. Результаты коррекционной работы отмечаются в дефектологических картах детей до выпуска из учреждения и доводится до сведения специалистов службы медико-психолого-педагогического сопровождения и родителей.
Аналитическое направление
- сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учетом анализа результатов.
Консультативно-просветительское направление
- оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка;
- разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Пропаганда дефектологических знанийосуществляется специалистами учреждения через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, и другие мероприятия.
Организационно-методическое направление:участие в подготовке ипроведении ПМПк, методических объединениях, педагогических советах; оформление документации учителя-дефектолога.
Методическая работа направлена на: повышение уровня компетентности учителей-дефектологов; обеспечение связи и преемственности в работе службы медико-психолого-педагогического сопровождения; повышение эффективности и совершенствование программно-методического оснащения коррекционногопроцесса. Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для специалистов службы медико-психолого-педагогического сопровождения учреждения и родителей по оказанию дефектологической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмена опытом; поиск наилучших средств коррекции детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.