Летникова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СТ-ЦЫ ПОЛТАВСКОЙ

       

Учитель-логопед Летникова Л.А.

 

Летникова Лилия Александровна

 стаж работы - 25 лет

 педагогический стаж - 24 года

 стаж работы в учреждении - 2 года

Образование: высшее, Армавирский государственный педагогический институт по специальности учитель начальных классов, 1994 год.

Профессиональная переподготовка: Армавирский государственный педагогический институт по специальности педагог-психолог (педагог-дефектолог) для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии, учитель-логопед, 2001 год.


 

Рекомендации педагогам

Игры для детей с речевыми нарушениями (*.pdf, 201 КБ)

Игры и упражнения для развития плавного ротового дыхания (*.pdf, 157 КБ)

Применение логопедических упражнений на уроках русского языка

(ссылка для скачивания статьи, *pdf)

Нарушения речи у учащихся являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие детей в целом, на эффективность их обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию их мыслительной и познавательной деятельности, усвоению программы по всем предметам.

Учитель, прежде всего, работает в связке с логопедом, тесно увязывая программу по русскому языку и чтению с логопедическими занятиями. Опыт показывает, что трудно у детей пробудить интерес к содержанию занятий, у многих нелюбимый предмет русский язык (хотя нелегко дается и математика). Мы ставим перед собой задачу не просто учить детей правильно читать-писать, произносить звуки, а прежде всего развивать познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету, учить любить язык, прививать гордость за него. Чтобы добиться этого, ребенку нужна ситуация успеха и хотя бы маленькой победы над своим незнанием.
На первом этапе основными задачами являются развитие фонематического восприятия и слуха, постановка и закрепление звуков, формирование психологических предпосылок к полноценному обучению (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать учителя), уточнение представления о звуко-слоговом составе слова. Кроме того, методом устного опережения осуществляется работа по активизации словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.
Звук «А» - закрепляется навык образования формы множественного числа существительных, начинающихся со звука «А»: альбом - альбомы, автобус -автобусы, аптека - аптеки, апельсин - апельсины. От этих же слов-предметов дети образуют признаки (апельсиновый, автобусный).

В классе в это время изучается тема «Имя существительное».
Звук «У» - образование признаков от предметов: уют - уютный, утка - утиный, ухо -ушной.

Звуки «Ы-И» - тренировка в адекватном выборе форм глагола (слова-действия) для завершения конструкции простого предложения.
1.  Костя и Лида в кино сегодня ... (были-били).
      Костя и Лида в барабан ... (били-были).
2.  В лесу волки ... (выли-вили).
     Дети веревку ... (вили-выли).

На уроке дети вновь работают с этими предложениями.  Записывают их, проговаривая по слогам, находят слова-предметы. При дифференциации согласных звуков и букв:

Звук «П-Т» - объяснение понятия «слова-действия». Игра «Выдели лишнее слово»

пугает пальто, паук, павлины; 

пыль, плита, пьет, пылает;

пуховый, пыльный, питьевой, поле.

Звуки «С-С» - образование и воспроизведение сложных слов с пояснением их семантики:

лесовод, сенокос, водолаз, суховей, листопад, снегопад, самокат, сеновал.

Учитель на этом же лексическом материале изучает с детьми соединительные гласные;

а) образование слов с уменьшительным значением:
сухой - сухонький, спелый - спеленький, веселый - веселенький;

б) образование антонимов (слов наоборот):
темный - светлый, сильный - слабый, безволосый - густоволосый;

в) образование ласковых слов:
пояс-поясок, сын - сынок.

На звук «Ж» - закрепление предлога «между». Книга лежит между тетрадью и дневником.

Звуки «3-Ж» - закрепление употребления предлогов (за, из-за, между): За жуком, из-за березы, из-под дивана.

Звуки «Т-Т» - тренировка в различении категорий рода числа существительных (мой, моя, мое, мои):
- танк, комната, лото, туфли и т.д.

Звуки «П-Б» - образование глаголов с приставками:
Лиса весь день (бегает). Волк от охотника (убегает).
Коля из дома (выбегает). Соня дорогу (перебегает).
Коля от дерева (отбегает). Волна на берег (набегает).
Здесь отмечается общая часть - корень слова.

Звуки «Х-К» - образование формы винительного падежа у одушевленных и неодушевленных существительных (ответы на вопросы учителя с опорой на картинки):
Кого? (что?) ты видишь на картинке? (хомяка, яхту, петуха, муху, хобот, пух, помидор, яблоко).

Учитель по этим же картинкам на уроке учит детей составлять небольшие рассказы, Ребята вспоминают, как правильно употребить слова в форме «вижу кого? что?».

Дифференциация С-Ц:
1.  Составление предложений по опорным словам:
Синица, на, сук, сидеть.
От, заяц, лисицы, убегать.
Сова, гнаться, заяц, за;
2.  Добавление пропущенного слова:
Собака сидит ... цепи.
Лисица сидит .... сосны.
Заяц выскочил ... сосны.

Звук «Л» - упражняем детей в использовании существительных, обозначающих детенышей животных (олень, белка, тюлень, лев, кролик, корова, лиса).

Звуки «Ч-С-С-Щ» - образование слов, обозначающих профессии (пастух, пограничник, птичница, стрелочник, ткачиха, врач, носильщик, экскурсовод).
Составление сложноподчиненных предложений с «который» с опорой на картинку: Алеша съел яблоко. Яблоко ему купила мама. Алеша съел яблоко, которое ему купила мама.

Некоторые занятия проводятся в школьной библиотеке. Например, идет дифференциация заднеязычных звуков Г-Х. Используя предметные картинки девочек и мальчиков, учитель просит дать им имена с заданными звуками. Трудно? А для чего мы в библиотеке? Берем словарь имен. Попутно дети знакомятся с окружающим миром, записываются в библиотеку, знакомятся с подписными изданиями, где есть игры со словами (газета «Катавасия», журналы «Миша», «Мурзилка» и т.д.). здесь ищут в книгах подходящую скороговорку и заучивают ее.

Совершенно «случайно» на следующий день учитель начинает урок с оргмомента: «Сядет тот, кто назовет имя со звуками X или Г», дети вспоминают и называют, затем на минутке чистописания отрабатывают соединение соответствующих букв. Далее учитель спрашивает, не знает ли кто скороговорку с названными звуками - и здесь дети «на высоте». Один из учащихся проговаривает скороговорку по слогам, остальные записывают ее в тетради. Затем предлагается сюжетная картинка «Собери урожай». Ребята составляют рассказ, постепенно распространяя его словами - признаками, синонимами, и дают уже знакомые имена героям коллективного сочинения.
Урок успешный. Дети получают хорошие оценки.

В тот период, когда на логопедических занятиях отрабатываются звонкие и глухие парные согласные, учитель находит время для игр типа «Найди лишнюю букву» (Б, Д, 3, Р, М, Л, Т) - дети отыскивают согласные. Правило на парные согласные на конце слов учитель дает чуть позже соответствующей темы у логопеда. Здесь мы используем разрезные картинки: медведь, еж, утюг, гусь; голова медведя, ручка утюга, шея гуся.

Далее на логопедическом занятии, на том же материале идет работа по обогащению словаря. Игра «Подбери признаки»:

Медведь - голова медведя (чья?) - медвежья голова.
Гусь - шея гуся (чья?) - гусиная шея.
Еж - колючки ежа (чьи?) - ежиные колючки.
Утюг - ручка утюга (чья?) - утюжья?! ручка - делает вывод, что не всегда можно пользоваться в речи образовательными словами.

Такая предварительная работа по образованию слов-признаков проводится примерно за месяц до того, как по русскому языку пойдет соответствующая тема. Чуть позже берем тему «предмет-признак-действие»:
Завод - заводской - заводить.
Мороз - морозный - морозить.
Дуб - дубовый - дубить.
Русь - русский - обрусеть.
Береза - березовый.

Учитель со своей стороны принимает участие в отработке и автоматизации "дефектных" звуков.
Как уже отмечалось, урок начинается с минутки чистописания с
проговариванием. Проговаривает учащийся, которому уже поставлены звуки (Р, Л, Ш), затем он предлагает записать на заданный звук чистоговорку, которую выучил на логопедическом занятии:
В реке большая драка,
Поссорились два рака.
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осел.
Вспоминают словарные слова на определенный звук опять же те дети, у которых проводится его автоматизация. Предлагаются такие задания:
- определи место звуков Р-Л и подчеркни их разными карандашами в словах: прошел, гладил, разрыл, перепалка, разлука;
- зашифруй эти слова, как на логопедическом занятии.

При отработке оптической дисграфии также ищем совместные формы работы. Нарабатывается дифференциация букв «б-д» в словах, слогах, словосочетаниях и т.д. буквы зашифровываются, обозначаются символами. Учитель на минутке чистописания «per эти же буквы. На рисовании дети рисуют традиционных дятла и белку, лепят из Пластилина буквы «Б-Д», проговаривая свои действия. На уроке «Знакомство с окружающим миром» - тема «Животные леса», где дятлу с белкой отводится достойное место. В беседе дети выясняют, чем похожи
и чем различаются эти буквы, почему мы их связываем с представителями фауны, подбирают к ним подходящие слова: (дятел - долбит, добывает. Белка - убегает, разбивает орешки.
1 .Чтение слогов хором: Ба - да, ада - аба, бо - до, ода - ба, бу -ду, уда - уба, бы-ды, абы - ады.

2. Поэлементная запись букв с проговариванием.

3. Выборочный диктант слогов:
а) диктовка серии (не более 1-го - 2-х раз);
б) отраженного проговаривание хором;
в) запись серии.

4. На доске записаны слова с пропущенными буквами: -елил -ал -про -ел
Вопросы к детям: сколько слов записано на доске? Прочтите их, вставив
нужные буквы. Кто увидел здесь шесть слов?

При затруднениях вызываются ученики, которые подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Устно составляются с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадь самостоятельно три пары слов, выделив буквы б-д цветным карандашами. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа будет сведена к
механическому списыванию)

5. Рассмотреть ряд предметных картинок. Назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном названии выделить в словах искомые звуки. Такой ряд может включать до 12-16  картинок, например: обезьяна, сундук, булка, барабан, радуга, дедушка, бублики.
Затем выполняется самостоятельно графическая запись в тетрадях:

6.  д, б, бб, д, дд, бб...(т.е. все картинки «шифруются»). Проверка ошибок проводится коллективно - чтением и расшифровкой записи.

7.  Расставить все картинки в два ряда - по наличию звука Б или Д.

8. Запись под диктовку слов в 2 столбца - по наличию звука Б.
- Д: дорога, работа, прибежал, загадал, ребро, добрый, рубль, денек, дважды, однажды, везде, брызги, убрал, здесь, одежда, бубен.

9. От данных слов образовывать новые с помощью приставки
до-, например: бежал - добежал - белил, брел -... бил, брал... брил
Устно составить словосочетания.

10. Прочитать, вставляя пропущенные буквы б  или д: наря-ная -лузка. -елая по-ушка. холо-ная пого-а.
а) У Ли-ы голу-ой -ант. У -а-ушки Ва-им  -ал -ругу  -улку. На -иване
Весь -ень и-ет -ождь. Завтра -у-ет ле-е-и - ро-и -у-инка -орь-а - е-ро
б)-оро-а -о-авка  -а-рый   -орь-а   са-ово-ы  -о-ро-ушный   -о-рость  
п-ро-ок   -ро-яга   -ара-анить  -о-рался -рига-а   -у-ильник  по-ерезовик
-лю-це

11. Повторить за учителем:  «Все бобры добры для своих бобрят».
«Ходит Люба возле дуба.
Нам глядеть на Любу Любо.
Прислонилась Люба к дубу.
Любо нам глядеть на Любу!»
Таким образом, закрепляется зрительный образ букв.

При зеркальности письма берутся смешиваются буквы, например, Э-Е. учитель отрабатывает зрительные образы букв, одновременно развивая фонематический слух. Например, на Э встанут мальчики и рукой покажут букву, на Е встанут девочки и также покажут букву. Беседа: Как называется пища? (еда); Как пишется буква Е - Э, покажи сигнальную карточку. Небольшой зверек с ценным мехом? (енот); Сооружение для хранения зерна? (элеватор) Самая низкая оценка? (единица). Машина с большим ковшом? (экскаватор).
Работа ведется с опорой на предметные картинки. У учителя сигнальными карточками, магнитной доской, на уроке русского языка записывают слова с проговариванием.

Параллельно ведется работа  по развитию активного словаря. На логопедических занятиях даются понятия «многозначность слов», «синонимы», «антонимы», «обобщающие слова». Учитель предлагает игру «Найди два слова, которые обозначают одно и то же, но пишутся то с «ь» то без него». Ночь – ночка, печь – печка, сечь – сечка, мышь – мышка (Как изменилось значение слов?). Игра «Образуй родственные слова»: живой - от живого предмета: птица – птичница, свинья – свинарка; неживой - от неживого: свинья – свинарник, конь – конюшня.  У учителя в это время отрабатывается тема «Животные и их детеныши». В заключении проводится шутливая игра «Являются ли родственными слова?»: корова – теленок, лошадь – жеребенок, коза – козленок, свинья – поросенок.

Комплекс логопедических упражнений

(ссылка для скачивания методического материала, *.pdf)

Упражнения для тренировки речевого аппарата и мимической мускулатуры


Гримасы
Глядя в зеркало, стройте гримасы, передавая мимикой различные эмоции (гнев, радость, удивление, страх, восторг и др.). Обратите внимание на вовлечение в работу всех групп мышц: лба, щек, век, губ.
Гримасничая, необходимо искать новые, неожиданные выражения, мимические движения, передающие разнообразие оттенков чувств.

Для губ и языка
Несколько раз сделайте движение губами, как при произнесении звуков, меняя различные положения - губы сомкнуты, "трубочкой", "пятачком", вращение губ в положении "пятачок" вверх, вниз, вправо, влево.
Языком дотронуться до зубов - до альвеол - до гортани. Счет 1-2-3.
Языком коснуться внутренней стороны щеки правой - левой. Счет 1-2.
Языком "раздвинуть" соединенные зубы, резко "выбросить" язык; расслабить, резко "съесть" язык.
Языком коснуться кончика носа, затем - подбородка. Счет 1-2.
Губу нижнюю "почесать" верхней челюстью, верхнюю губу "почесать" нижней челюстью. Счет 1 - 2.
Губы растягиваются, как бы произнося звук "и"; губы вытягиваются вперед, как бы произнося звук "у". Счет 1 - 2.


Упражнения для выработки навыков правильного речевого дыхания


Насос
Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь - выдох. Теперь делайте то же самое, но со звуком: наклоняясь, как бы выбрасываете изо рта очередную порцию воды - "фффуу!". Сложите губы, как бы для свиста, и с силой выдыхайте воздух: "фффуу!". Не торопитесь; распрямляясь, успевайте делать полный глубокий вдох. Проделайте наклоны 4- 5 раз подряд. Постепенно можно увеличить число наклонов.


Вежливый поклон
Позиция первая - поднимитесь на носки, руки в стороны (вдох). Позиция вторая - медленно наклоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. Склонившись, произнесите растянутое на звуке "с" слово "Здрассссте". Следите за тем, чтобы последний слог "те" прозвучал громко, отчетливо, для чего сохраните для него полновесную порцию воздуха.


Упражнения для тренировки организованного выдоха


Цветочный магазин
Исходное положение - стоя. Выдохните на звук "п-фф" и втяните при этом живот. Делая вдох, представьте, что нюхаете цветок. После этого на звук "п-фф" медленно и плавно выдыхайте. Вдох - короткий, выдох - длинный. Повторите 2-3 раза.

 


 

Рекомендации родителям

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Что же способствует правильному речевому воспитанию?
1.Прежде-всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих.
2.Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. Излишняя требовательность раз¬дражает, ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчали¬вость, даже отвращение к речи.
3.Не следует раздражаться детской «болтовнёй», ребёнок тренирует свои органы речи.
4. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, если кто-то болен и т.д.
5.Вредно излишне возбуждать фантазию и чувства ребёнка частыми и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевоз-буждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.
6.Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует
создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния 


 

Разработки занятий

Логопедическое занятие для учащихся 1 класса

(ссылка для скачивания разработки урока, *.pdf)

Тема: Гласные первого ряда.

Цель: закрепить и обобщить материал по теме “Гласные первого ряда”.

Задачи:

1. закрепление правильного произношения звуков [А] [О] [У] [Ы] [Э].

2. выделение звуков [А] [О] [У] [Ы] [Э] из ряда гласных и из начала слова.

3. знакомство с буквами [А] [О] [У] [Ы] [Э].

4. выделение букв из текста.

5. закрепление навыка деления слов на слоги.

6. развитие мелкой и общей моторики.

Оборудование: предметные картинки (автомобиль, арбуз, абрикос, автобус, обезьяна, очки, огурец, окно, усы, улитка, утюг, утка); демонстрационные карточки с буквами [А] [О] [У] [Ы] [Э].

Ход занятия

1. Организационный момент. Логопед просит ребенка произносить звуки [А] [О] [У] [Ы] [Э].

А-А-А-А-А-А-А-А-А-А

О-О-О-О-О-О-О-О-О-О

У-У-У-У-У-У-У-У-У-У

Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э

2. Логопед показывает картинки, а ребенок их называет:

автомобиль, арбуз, абрикос, автобус. обезьяна, очки,

Знакомство с буквами [А] [О] [У] [Ы] [Э]: рассматривание карточек с буквами [А] [О] [У] [Ы] [Э], обведение контура букв, написание букв.

3. Деление слов на слоги.
Дается правило: сколько в слове гласных столько и слогов.
Па-ук, ку-ри-ца, га-мак, туф-ли, ра-ма, тап-ки, пе-тух, аз-бу-ка, ин-дюк, ут-ро.

4. Физкультминутка.
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту - плюх!

5. Игра: “Отгадай слово” (написать пропущенную букву).
...кно, ...литка, …втобус, …тюг, …дав, …втомобиль, …чки.

6. Выделение букв [А] [О] [У] [Ы] из текста (подчеркни буквы в тексте).

ФЕДОРИНО ГОРЕ
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь! – натыкаются,
И стаканы дзынь!– разбиваются.

КРАДЕНОЕ СОЛНЦЕ
Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!

7. Итог. Какие звуки мы с тобой сегодня изучили? Назови эти звуки. Какие картинки мы с тобой сегодня видели? Назови их.

 

Учебная презентация

Тема: Упражнение в делении слов на слоги и для переноса.

Краткое содержание:

- упражнение на внимание "Наложенные рисунки"

- минутка каллиграфии, буква Н

- составление слов из данных слогов

- найти ошибку в тексте

- зарядка для глаз

- составить рассказ, заменяя рисунки словами

- составление слоговых схем

- тестовая работа-игра: "Перенос слов"

Технические характеристики:

14 слайдов; 3,5 Мб; переход по слайдам по щелчку по стрелке; на слайде 6 - зарядка для глаз с движущейся фигуркой белки; на слайде 10 картинки соединяются со схемами стрелками по щелчку на рисунке; на слайде 11 игра-тест с переходом на слайды-ответы: "Молодец! Правильно!" или "Неверно". Возврат к тесту по стрелке. Завершение показа по кнопке.

(ссылка для скачивания презентации, *ppt)

 

Логопедическое занятие

(ссылка для скачивания разработки, *.pdf)

Тема: «Звуки С и С*. Буква С».

Цель: Упражнять учащихся  в различии звуков с, с*, закреплять знание  артикуляции и характеристики звуков с, с*. Слоговой анализ, развитие наблюдательности и внимания, фонематического слуха, памяти.

Оборудование: тетради, ручки, простые и цветные карандаши, фишки  для звукобуквенного анализа, схемы предложений, предметные картинки, цифровой ряд, гномики, орфографический словарь, мяч.

Ход занятия:

1 . Орг. момент.
- Приветствие.
- Какое сегодня число, месяц, день недели?
- Запись числа в тетрадь.

2 .Работа над ошибками и закрепление пройденного.

2.1.  Работа над фонематическим слухом.
Логопед произносит слово по звукам, дети – произносят слово целиком.
- Назовите, какое слово получилось.
С   Ы   Р   О   К,        Л   У   Н   А,      П   О   В   А   Р,      Д   И   В   А   Н,    С   А   Л   О.

2.2. Работа с картинкой символом.
Показ картинки, силуэт которой похож на букву С.
- Выделение первого звука в слове (С).

3. Сообщение темы и цели занятия.

3.1. Работа над загадками.
- Отгадайте загадки.
Что за птица:                                                 Колосится в поле рожь…
Песен не поет,                                              Там, во ржи, цветок найдешь.
Гнезда не вьет,                                            Ярко – синий и пушистый,
Людей и груз везет! (Самолет).                Только жаль, что не душистый. (Василек).

- В первом слове-отгадке какой звук первый? (С).

- Какой звук стоит на 3-ем месте в слове – отгадке? (С*).

- Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о звуках С и С*, и букве С.

3.2. Работа с зеркалом.
- Как мы произносим звук С? (Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки не работают, горло не дрожит (голоса нет).).
- Дайте полную характеристику звука С? (Согласный, глухой, твердый или мягкий).

3.3. Работа с буквой.
- Соберите букву по элементам.
- Из каких элементов состоит буква С?
- Перед вами проволока, выгните из нее букву С.
- Перед вами лист бумаги вырвете букву С.

3.4. Работа в тетради.
- Записать слоги со звуком С в первой строке, а слоги со звуком С* на второй строке
Са, со, си, су, ся, се, сю, юс, ас, сё.

3.5. Игра «Кто больше?»
- Придумайте слова со звуком С, С*.
Логопед дает фишки.

3.6. Работа со словарем.
- Найдите и запишите слова с буквой С в середине.
- Подчерните букву С. Какой звук она обозначает? Если С – то синим, если С* – то зеленым.
Дети записывают несколько слов из словарей.

3.7. Игра «Будь внимательный».
- Вы показываете букву зеленого цвета, если звук мягкий, и букву синего цвета – если звук твердый.
Логопед показывает картинки, а дети, соответствующие буквы.

3.8. Физминутка.
Самокат, самокат,                           -  дети одну ногу пружинят слегка сгибая в коле.
Самокату очень рад.                       – другой ногой имитируют движение отталкивания, как
Сам качу, сам качу                          при езде на самокате (нога как бы скользит не
Самокат куда хочу.                            касаясь пола).

3.9. Игра с мячом.
- Добавьте  слог со звуком С.
Ли …(са),     (са)… ни,     ро …(са),     вак … (са),     кляк … (са),     пе …(сок),  
бро …(сок),     бру … (сок).

3.10. Работа с доской и в тетрадях.
Звуко - буквенный анализ и слоговой.
- Запишите слова в 2 столбика. В 1 столбик слова со звуком С, во 2 столбик слова со звуком С*.
Кусок, масло, осина, расплакался, кросс, сластена, село, сметана, смастерил, свистун.
Кусок, масло, расплакался, кросс, сластена, сметана, смастерил, свистун.
осина, расплакался, село.

3.11. Работа с цифровым рядом.
- Определите место звука в слове.
Свистел   С – 1, С – 4,  пустыня   С – 3, соловей    С – 1,  автобус   С - 7,    
веселый  С* – 3,  полосатая  С – 5,  носки С – 3, подвески  С – 6, редиска   С – 5, угостил   С – 4,  сливы   С – 1,  семга   С – 1,  сладкий   С – 1,  сосна   С – 1, С – 3,   засолить   С – 3,     составить   С – 1, С – 3.

3.12. Работа над предложением.
- Составьте предложения со словами:  Сумку, Соня, несет.
Соня несет сумку.
- Запишите предложение. Подчеркните букву С в словах.
- В каких словах есть буква С?
- Какой звук она обозначает? Каким карандашом вы её подчеркнули?
- Начертите схему предложения.
- Сделайте звуковой анализ слова  несет.
Несет

3.13. Работа с сюжетными картинками.
- Составьте предложение по картинке. Выложите схему предложения.

4. Итог занятия.
- Что делали на занятии?
- Какие звуки обозначает буква С?
- Какие гласные влияют на твердость согласного С? на мягкость согласного С?
- Придумайте слова с С,  С*.

 

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 30.12.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения