Родительское собрание

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СТ-ЦЫ ПОЛТАВСКОЙ

       

Родительское собрание

 

Родительское собрание «Стили семейного воспитания»

октябрь, 2018 г.

Цель: оценка влияния стиля семейного воспитания на развитие ребенка.  Содействие пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способность повышения эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.
Задачи:
- обратить внимание родителей на достоинства и недостатки семейного воспитания;
- показать влияние стилей воспитания на формирования характера ребёнка.

Форма проведения: собрание – практикум, с элементами тренинга
Участники: администрация, учителя, родители
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  экран;
Песня «Берегите своих детей».
Презентация: Фото воспитанников школы.
Памятка для родителей: «Золотые правила общения родителей».

Организация пространства: до начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная музыка и идет показ презентации слайдов, позволяющих родителям отвлечься от рабочих проблем и настроиться на тему собрания; родители рассаживаются в произвольном порядке.

Подготовительный этап: анкетирование учащихся
Опросник для детей «Наедине с собой» (Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М.:ИнтелТех, 1994)
-Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с родителями?
-Говорите ли вы со старшими по душам, советуетесь ли по личным делам?
-Интересуетесь ли вы работой ваших родителей?
-Знают ли родители ваших друзей?
-Бывают ли они у вас дома?
-Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных заботах?
-Скучно ли вам дома, предпочитаете ли вы проводить свободное время вне дома?
-Есть ли у вас общие со старшими занятия и увлечения?
-Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
-Предпочитаете ли вы чтобы родители были вместе с вами во время детских праздников?
-Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги?
-А телевизионные передачи, фильмы?
-Бываете ли вы вместе в театрах музеях, на выставках, концертах?
-Участвуете ли вы вместе в прогулках, туристских походах?
-Предпочитаете ли вы проводить вместе с родителями выходные дни?
Подсчет баллов: «да» — 2 балла, «отчасти, иногда» — 1 балл, «нет» — 0 балла
Результат: более 20 баллов -  отношения с родителями можно считать благополучными.
От 10 до 20 – отношения удовлетворительные. Менее 10 баллов – контакты с родителями носят очень ограниченный характер.

План проведения

  1. Вступительное слово.
  2. Презентация. Мини-лекция «О стилях семейного воспитания»
  3. Проигрыш ситуаций, их анализ.
  4. Анализ результатов анкетирования детей.
  5. Выполнение упражнений: «Ладошки», «Идеальный ребенок».
  6. Выступление педагога и родителя – опыт воспитания детей.
  7. Домашнее задание для родителей

Песня «Берегите своих детей» (на экране фото воспитанников школы).

Памятка для родителей: «Золотые правила общения родителей».

 

Ход собрания:
1. Введение
- Эпиграфом  сегодняшней нашей беседы будет восточная мудрость:
«Если ты думаешь на год вперед – посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево.
Если ты думаешь на  век вперед – воспитай человека».

- Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

- Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим различные стили семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят.

2. Мини-лекция «О стилях семейного воспитания» Показ презентации.

- Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Воспитание не может быть хаотичным, бессистемным, так как в данном случае его просто нельзя назвать данным термином. Научно доказано, что характер, как психологическое новообразование, есть результат семейного воспитания и формируется уже к третьему году жизни ребенка, что выражается в кризисе трех лет. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:
- генетические особенности ребенка и родителей, и их совместимость;
- традиции, на которых воспитывались сами родители;
- научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;
- нравственные устои семьи.
Выделяются несколько основных стилей родительского поведения. Причем, эти стили родительского поведения далеко не всегда осознанны самими родителями. Они характеризуются разной степенью принятия ребенка и уровнем контроля.

1) Либеральный тип семейного воспитания (или попустительский). Уровень контроля также низкий, но отношения теплые. Руководящая роль родителей в такой семье незначительна, они не умеют или не хотят воспитывать ребенка, возможно, высоко ценят его личность, считая простительными различные слабости; легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? На сколько разумно он этой свободой воспользуется?
Ребенок предоставлен сам себе и спрогнозировать его дальнейший характер невозможно, так как он в большей мере будет зависеть от того, в какой среде будет жить и учиться помимо семьи. Неспособность семьи контролировать поведение ребенка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не формируются.
Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отвержения, дети чувствуют страх и неуверенность.

2) Авторитарный тип семейного воспитания (в разных источниках встречаются еще такие названия, как «автократический», «диктат», «доминирование») — это высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители, придерживающиеся данного стиля поведения с ребенком, хорошо представляют, каким он должен вырасти, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях, зачастую, очень категоричны и неуступчивы. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Этому способствуют следующие причины:
- Неоправданные надежды и неудовлетворенность родителей своей семейной жизнью или детьми, эмоциональное непринятие ребенка;
- Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестко, и они автоматически переносят стиль воспитания родительской семьи в свою собственную семью;
- Родители считают чрезмерно значимым для себя мнение других людей об их детях и считают его основным в контролировании собственных детей.
В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком, и постоянно контролируют его поступки — диктуют ребенку, что он должен одевать, с кем дружить, сами определяют режим дня ребенка.
Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне родителей, криках, физических наказаниях. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестоко, иногда наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы наказания, и они выросли «хорошими людьми».
В таких семьях дети испытывают дефицит родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Они очень хорошо знают свои слабые стороны (т.к. об этом им постоянно напоминают, чтобы ребенок «знал свое место») и совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать свои лучшие стороны. Если же родители увидели и отметили положительно какой-то поступок ребенка, мимо которого нельзя было пройти, то они тут же найдут повод указать на что-то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неуместным. Они часто говорят: «яйцо курицу не учит».
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности. Как результат — либо пассивность и зависимость детей, либо неуправляемость и агрессивность. В любом случае — ощущение психологического неблагополучия.

3) Авторитетное воспитание (в различных источниках встречаются термины «гармоничный стиль», «демократический стиль», «сотрудничество») означает теплые отношения и высокий уровень контроля. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей и личную ответственность в соответствии с их возрастными возможностями. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии. Родители открыты для общения и обсуждают с детьми правила поведения в семье. Допускают и изменение своих требований в разумных пределах.
Гармоничный стиль воспитания, естественно, формирует гармоничный тип личности ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте такие он может нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания реагирует paзумно и старается больше не нарушать порядок. У таких детей рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Они вырастают приспособленными к жизни, уверенными в себе и ответственными. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

3. Ситуации.

- А сейчас мы представляем Вашему вниманию ситуации из жизни.
Ситуация 1.
Отец.  Ты должен делать так, как я тебе сказал, потому что я старший и главный в доме. Ты мой сын - вот и слушай, что отец говорит.
Сын.     Пап, но послушай…
Отец. И слушать ничего не хочу! Мал еще рассуждать!
Комментарии:
-Многие родители считают, что детям нельзя делать поблажек, что они не способны разобраться в ситуации. Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку.
-В таких случаях ребенок будет все беспрекословно  выполнять в присутствии родителей, но поступать по-своему, когда их рядом нет. Убеждение лучше чрезмерной строгости.
-В данной ситуации надо сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно  все обсудим»

Ситуация 2.
Мать. Наш ребёнок должен заниматься музыкой! Когда-то я прекрасно пела, хороший слух должен достаться Маше по наследству. Жаль, что в детстве мои родители не отдали меня в музыкальную школу. Я всегда мечтала о славе и успехе, а сейчас свои таланты молодежь реализует в различных шоу-проектах. Как было бы хорошо!..
Отец. Что- то я не заметил у дочери никаких музыкальных наклонностей. Может быть, спросим о ее желании?
Мать. Ерунда! Начнет заниматься и втянется! В этом возрасте дети еще не понимают, чего они хотят! Я не позволю упустить ей свой шанс!
Комментарии:
- Более адекватную позицию занимает отец, который понимает, что часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребёнка заниматься, например, музыкой.
- Пока маленькие, они слушают взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, выражают протест доступными способами - грубостью, уходом из дома и т.д.
- Поэтому, заботясь о том, как заполнить жизнь ребенка полезными и нужными занятиями, не стоит забывать и о его желаниях.

Ситуация 3.
Мать. Делай,  что хочешь,  мне все равно! Пора самому решать свои проблемы.
Сын.  Значит, можно не ходить в школу? У меня там проблемы с математикой
Комментарии
Родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих проступков.
«Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому, что люблю тебя. В любой момент можешь спросить у меня совета»
Анализ опросника:  «Наедине с собой», теста свободных ассоциаций»

4. Анализ детских анкет.
- Готовясь к собранию, мы провели анкетирование среди наших учащихся, для выяснения отношений детей с родителями, в котором приняло участие 59 человек, анкетирование добровольное. По результатам анкетирования выяснено –  21 ученик считает, что его  отношения с родителями благополучные, 29 человек считают, что их отношения удовлетворительные, 9 учащихся считают, что их отношения с родителями носят ограниченный характер, т.е. дети желают, чтобы родители больше уделяли им внимания.

5. Выполнение упражнений

Упражнение «Ладошки».
Тихо звучит спокойная музыка. Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение, и т.д. Упражнение выполняется молча в течение 5-7 минут.
Ведущий просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»). Чему учит нас это упражнение?
Итог ведущего: «Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей; и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.  

Упражнение «Идеальный ребенок». «У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.
Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается сказать, какие качества вы бы хотели видеть в своем ребенке.
Можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или иного качества или умения. Самое же главное наступает, когда, обращаясь к маме/папе, кл.руководитель  задаст наивный вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от ребенка. А вы сами – такие?!»

Дополнительные вопросы:
1.      Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка?
2.      Случалось ли это в истории ваших с ним отношений? Когда? Как часто?
3.      Чему вы готовы научиться … у своего ребенка?
Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

6. Выступление педагога и родителя – опыт воспитания детей.
 

7. Домашнее задание для родителей.
- Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

- Кроме того, попробуйте выполнить следующее:
1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».
3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

 

Сценарий общешкольного родительского собрания «Уроки семейной любви»

октябрь, 2019 г.

Цель: средствами совместного обсуждения нравственных проблем показа презентации в общении формировать традиции культуры проявления родительской любви.

Ход собрания:

- Чтение стихотворение на фоне инструментальной музыки

Всё начинается с любви
Твердят: "В начале было слово".
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!

Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка -
Все начинается с любви.

Все начинается с любви.
С любви!  Я это точно знаю.
Все, даже ненависть -
Родная и вечная сестра любви.

Все начинается в любви:
Мечта и страх, вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг -
Все начинается с любви.

Весна шепнет тебе: "Живи".
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься. И начнешься.
Все начинается с любви!

ВСТУПЛЕНИЕ

- Всё начинается с любви… Именно этой теме посвящается конкурс художественного чтения, который будет проходить в феврале в районе, и уже это подтверждает актуальность выбранной нами темы, которую мы попытаемся сегодня затронуть. Именно затронуть, т.к. чтобы её раскрыть, потребуется не одна такая встреча, не одно собрание. Нашу встречу мы назовём уроками семейной любви.

Урок 1. Семья – пространство любви

Семья как миф, где точка – бесконечность
И, все-таки, имеющий исток.
Семья как сила, мудрость, вечность,
Где среди скал появится росток.
И там не важен чин твой, статус,
В семье не нужно лишних слов.
Где любят и опорой станут,
Где царствуют вниманье и любовь.
Она основа мира и причина счастья,
Вокруг которой вертится Земля.
Пока семья едина – не страшны ненастья!
Да будьте счастливы, живите все любя!

Урок 2. Что такое любовь

Главный дефицит нашей жизни – любовь! Ее не хватает мужчинам и женщинам, взрослым и детям.
Информация к размышлению: наши здания выше, но терпение короче; мы тратим больше, но имеем меньше; мы покупаем больше вещей, но меньше ими наслаждаемся. Наши квартиры становятся большими, а семьи меньшими; у нас больше удобств, но меньше времени. Мы приумножили свою собственность, но уменьшили свои ценности. Мы говорим слишком много, любим слишком редко, ненавидим слишком часто. Мы освоили внешний мир, но не внутренний; мы очищаем воздух, но загрязняем душу. У нас выросли доходы, но упала нравственность; мы гонимся за количеством, но теряем качество. Наше время – это время большого количества развлечений, но меньших радостей; большого разнообразия пищи, но неполноценного питания.

В жизни существует простой закон: на что мы направляем наше внимание, чему отдаем свои силы – это и увеличивается, это и растет!

Если мы внимательно следим за недостатками – недостатков становится только больше, если мы, как драгоценности, собираем счастливые и удачные моменты – понемногу радость все больше и больше наполняет нашу жизнь, вытесняя горести!..

А напутствием каждой семье пусть станут строки из книги С. Соловейчика «Педагогика для всех»: «Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребёнок, это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он – человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я  принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его  люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своём».

Мы все – замечательные родители. Просто нас нигде и никогда не учили любить. И сейчас, осознавая какие-то свои ошибки, нет никакого смысла себя винить. Есть единственный смысл – начать делать по-другому. Мы можем творить отношения, полные любви, принятия, понимания, настоящей близости и доверия, отношения защищённости и поддержки.

И помните: мы – хорошие родители! Просто давайте станем ещё лучше.
Очень важно, как человек понимает, что такое любовь, любить. Здесь вся шкала его нравственных ценностей. Вот как определяют любовь наши дети.

Итоги анкет

Любовь – это:

  • Доброта, теплота, радость
  • Когда хорошо относятся
  • Когда один человек испытывает чувства к другому
  • Чувство радости, счастья
  • Это женское имя, любви так-то не существует
  • Когда сердца людей разрываются
  • Романтика с другом (подругой)
  • Это чувство, которое невозможно объяснить, нельзя передать словами
  • Чувство жалости
  • Когда сердце сильно бьётся
  • Когда ты счастлив с близкими
  • Положительное чувство
  • Когда мальчик с девочкой встречаются, потом женятся
  • Это чувство, когда ты радуешься или переживаешь за близких
  • Это когда ты любишь маму, свою Родину и готов для них всё сделать

 

Словарь Ожегова:
Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

Вот как говорит о любви апостол Павел (цитата из Нового завета)
1.Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
 2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6. не радуется неправде, а сора дуется истине;
7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8. Любовь никогда не перестает.

Видеоролик «Любовь» (Светлана Копылова)

Урок 3 Способы выражения любви

Если спросить любого отца или мать, любят ли они своего ребенка, ответ будет положительным. Некоторые даже удивятся такому вопросу, ведь любовь родителей к ребенку - само собой разумеющееся понятие.
Каждый из них по-своему пытается проявлять свои чувства, так как внутри всегда есть любовь. Однако не всегда люди способны выразить свое внутреннее состояние правильно. Кто-то целые дни проводит на работе, таким образом, желая проявить любовь к своему ребенку через материальное обеспечение. Кто-то за любую провинность ругает сына из лучших побуждений сделать из него хорошего человека. Все это приводит к негативным последствиям.

1. Контакт глаз.

Глаза – зеркало души. Общение с ребёнком глаза в глаза на одном уровне.
Нелюбимый ребёнок не держит взгляда, глаза всё время убегают.
- В каких ситуациях мы чаще всего смотрим в глаза своему ребенку? Например, мы смотрим с любовью и нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза. Но, к сожалению, мы выразительно смотрим лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем (“ ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил”). В такие моменты мы вряд ли можем убедить ребенка в нашей безусловной любви. Еще ужаснее привычка в наказание не смотреть на своего ребенка (“видеть тебя не хочу”). Контакт глаз – это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.
Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову в сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.

2. Физический контакт

Почаще обнимайте, целуйте своего ребенка. У него есть в этом потребность. Через прикосновения передается ваша любовь и забота. Возьмите его за руку, погладьте по голове, и ваши отношения с ребенком будут более доверительными. Замечено, что в семьях, где нет прикосновений, отношения более отдаленные.
Проведите эксперимент. Посчитайте, сколько раз в день вы дотрагиваетесь до ребенка с проявлением ласки, а не по необходимости (одеваете, купаете), сколько раз обнимаете и целуете. Часто взрослые стесняются проявить свои чувства через физический контакт, особенно со взрослым ребенком.
Прикосновение – поцелуи, объятия. Мама, усадив малыша на колени, читает ему сказку. Отец подбрасывает в воздух сынишку, кружит по комнате дочь, и они хохочут от радости. Все это - способы выразить свою любовь через прикосновение. Однако исследования показывают, что многие родители прикасаются к своим детям лишь по необходимости: когда одевают их, переводят через улицу, укладывают в постель. Они словно не понимают, как ребенку нужна их ласка, они не видят, как просто, пользуясь этим языком, наполнить сердце ребенка ощущением того, как он нужен, необходим, как его любят. Поставьте перед собой цель – приласкайте малыша хотя бы раз в день. Позже вы сможете так общаться и по нескольку раз в день. Каждому под силу выучить «этот язык», и если он родной для вашего ребенка – ваши старания не пропадут даром.
Для ребенка важно, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют или сажают на колени.  На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся все закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относится к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально.
Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: “Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития - двенадцать”.

ОБНИМАЙТЕ СВОИХ ЛЮБИМЫХ НЕ МЕНЕЕ 7 РАЗ В ДЕНЬ.
Коленотерапия нужна, чтобы подпитаться вашей любовью. Она займёт 5 минут, но какими часами, а может годами, они к вам вернутся.
В каком возрасте потребность в физическом контакте особенно велика?  Ребенок любого возраста нуждается в физическом контакте со своими родителями. Мальчишкам - младшим школьникам крайне необходимы “телячьи” нежности. Эта  потребность у мальчишек ничуть не менее выражена, чем у девчонок, и является в базовой потребности. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти “медвежьи” шалости не менее важны, чем для девочки “телячьи нежности”.

3. Слово

Слова, слова… наш язык так богат, что казалось бы, с третьим способом выражения любви проблем нет. А жизнь говорит: «Есть!» Как часто признаетесь вы в любви своим близким? А ведь им так хочется знать, чувствовать, что их любят, что ими гордятся, ими любуются. Ребенок – тот же драгоценный сосуд, который ежедневно, ежечасно надо наполнять любовью. Если этого не делать, пустоту заполнять отрицательные эмоции: обида, злость, страх, недоверие. Живое то слово дороже мертвой буквы!
Когда мы говорим с ребёнком об окружающем мире – котятах, бабочках, листочках, тучках, облачках – наша интонация полна уважения, любви, достоинства. Но когда начинаем говорить о самом ребенке, что-то случается с интонацией, что-то происходит с лицами:
- Ты зачем это сделал? Ты что не понимаешь?
Слова поощрения – похвала, ласковые слова, ободряющие слова, наставления. Если вы хотите, чтобы ребенок ценил ваши похвалы, чтобы они действительно что-то значили для него, будьте очень внимательны. Не нужно хвалить его слишком часто, иначе слова постепенно утратят всякую силу и смысл.

4. Поступки

Самый лучший воспитатель не тот, который умеет говорить умные и добрые вещи. Лучший воспитатель – тот, который умеет создавать умный и добрый образ жизни. Слова можно пропустить мимо ушей, а образ жизни перемелет любого.
По-настоящему любить других, даже собственных детей, может человек, который научился любить и ценить самого себя. Чтобы увидеть радость в глазах своих детей, любите себя и будьте счастливы.
Что отдашь – то и получишь. Бумеранг нелюбви, брошенный во времени, обязательно вернется к тому, кто его бросил. Радовать близких, должно стать нормой поведения каждого человека.
Любить умеет не тот, кто любит кричать о своей любви: у многих чувство выражается и словом и делом, у иного только делом, и, может быть тем сильнее, чем молчаливее (Н. Чернышевский).

 

- Почему в нашей жизни не хватает любви? Мы не умеем её выражать.

Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же — никогда.
Тот лучший проповедник —
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии —
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет
.
 
Итог анкет

Как же выражают свою любовь родители к детям

  • Покупают одежду и вкусности
  • Кормят, хорошо относятся
  • Заботятся, всегда помогают, переживают, волнуются, поддерживают
  • Мама поёт колыбельные
  • Дарят подарки
  • Папа играет со мной, если я посажу занозу,  её выдергивает, а мама дует
  • Целуют, ласкают, называют золотцем, нежат
  • Бабушка для меня вкусно готовит
  • Ласкают, успокаивают, жалеют
  • Купили телефон, точнее немного добавили
  • Утром меня мама и папа будят ласковыми словами, перед сном поцелуют и пожелают спокойной ночи
  • Водят куда-нибудь
  • Родители ругают, а когда ругают, желают добра
  • Мама шутит надо мной
  • Мама меня называет солнышко
  • Радуются моим победам, иногда могут поругать, но я понимаю, что неправа
  • Не ругают
  • Они беспокоятся, дают образование

 

Вот так понимают дети любовь своих родителей.


Урок 4 . На что мы тратим жизнь

На что мы тратим жизнь?
На мелочные ссоры,
На глупые слова, пустые разговоры,
На суету обид, на злобу - вновь и вновь.
На что мы тратим жизнь…
А надо б на Любовь…
 
Сжигаем жизнь дотла всё на пустое что-то-
На нудные дела, ненужные заботы…
В угоду всем и вся придумываем маски…
На что мы тратим жизнь!
А надо бы на ласки…
 
Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку,
На «имидж» и «престиж», ненужную науку,
На ложь и хвастовство, на дармовую службу.
На что мы тратим жизнь?...
А нужно бы на дружбу…
 
Куда-то все спешим, чего-то добываем.
Чего-то ищем все- а более теряем;
Всё копим и храним тряпье и серебро…
На что мы тратим жизнь?...
А надо б на добро…
 
Волнуемся, кричим, по пустякам страдаем;
С серьёзностью смешной вещички выбираем.
Но сколько не гадай-всё выберешь не ту.
На что мы тратим жизнь…
А надо б на мечту…
 
От радости бежим, боимся верить в сказки,
Отходим от мечты, от нежности и ласки;
Боимся полюбить, чтоб после не тужить…
На что мы тратим жизнь?!
А НАДО ПРОСТО ЖИТЬ.
 
Видеоролик «Гимн семье»

 

 

Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения