Кочорова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СТ-ЦЫ ПОЛТАВСКОЙ

       

Учитель-логопед Кочорова А. М.

 

Кочорова Асель Мураталиевна

Общий стаж работы: 10 лет

Стаж педагогической работы: 2 года

В учреждении работает с 1 сентября 2015 года

Образование: высшее, Армавирский государственный педагогический институт, учитель начальных классов, 2000 год

Профессиональная переподготовка:

ФБГОУ ВПО "Кубанский государственный университет" по направлению "Психология и педагогика", 2014 год

ФБГОУ ВПО "Кубанский государственный университет" по направлению "Логопедия: содержание, методика, технологии", 2015 год

 

Методические материалы

 

- Методическая разработка группового занятия

(файл для скачивания *.pdf, 274 Kb)

1 класс

Тема: Звук [у], буква Уу

Коррекционно-образовательные задачи. Знакомство детей с гласным звуком [у] и буквой У. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита. Совершенствование умения выделять звук [у] из ряда звуков, слогов, слов, определять  наличие данного гласного звука в слове в сильной позиции (под ударением). Учить различать понятия  «звук» - «буква».

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие длительного плав¬ного выдоха, связной речи, зрительного внимания, воображения, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование. Кукла, сюжетная картинка «Едет поезд», символ (карточка) звука [у], красный круг, карточка с буквой У (из азбуки), тетрадь, цветные ручки, предметные картинки для игры «рыбалка», удочка.

Ход занятия.

1.Организационный момент (Создание положительного настроя на занятие.)
Логопед. Осенью часто идут дожди. Покажите, как вам бывает холодно на улице. Теперь представьте, что из-за тучки выглянуло солнышко и согрело вас. Покажите, как вы радуетесь. Солнышко будет согревать нас все занятие. (Логопед прикрепляет солнышко на доске.)
Логопед. Сядет тот, кто скажет название овоща.
Логопед. Молодцы. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой.

2.Игра  «Хозяйка однажды с базара пришла». (Пальчиковая гимнастика.) Можно использовать мнемотаблицу.
Хозяйка однажды с базара пришла,    Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла       Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу. Ох!                            Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе          Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле.                                   Загибают по одному пальцу.
Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!                      Хлопок.
Хозяйка тем временем                           Стучат ребром ладони.
Ножик взяла.
И ножиком этим
Крошить начала                                       Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!                            Хлопок.
Накрытые крышкою,                               Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста,                                  Загибают по одному пальчику.
Морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох!                           Хлопок.
И суп овощной оказался неплох!           Показывают, как едят суп.

3.Знакомство со звуком [у].
Логопед. Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. На какой звук начинается ее имя?
Дети. Имя начинается со звука [у].
Логопед. Уля приготовила для вас задание.
Послушайте и назовите первый звук в словах:
Уши, улитка, утюг, утка, улица.
Логопед.  Правильно, мы слышим звук [у]. Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим, не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ».
Логопед. Гласные  звуки и буквы  мы будем обозначать красным цветом.
Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [у].
Он вытягивает губы трубочкой и всегда поет свою песню: «УУУУУУУ».

4.Артикуляция звука.
Логопед. Давайте вместе произнесем звук [у], для этого нужно губы вытянуть трубочкой.
Губы трубочкой потянем
И нисколько не устанем.
Дети произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче звук [у].
Логопед. Повторите за мной стихотворение:
Утки плавают в пруду,
Ищут там себе еду.
Логопед.  Какой звук слышите в стихотворение чаще других?
Дети. Чаще всего слышим звук [у].

5. Игра «Рыбалка». (Развитие умения выделять первый звук в слове.)
Логопед. Улочкой поймайте картинки  и назовите их.
(Удочка, улей, улитка, укроп, облако.)
Логопед. Выберите  картинки, названия которых начинаются со звука [у].
Какая картинка лишняя? (облако)

6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [у]».  (Развитие фонематического слуха.)
Логопед называет звуки, дети – хлопают.
а, у, о, а, у, и, а, у, у, а.
ау, ик, ум, ус, ал, ол.

7.Игра «Один-много».
Логопед.  Я буду называть один предмет, а вы -  много. ( Например: стол – столы.)
Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка.

8.Знакомство с буквой У.
Логопед. Посмотрите, вот буква У. На что она похожа?
Дети отвечают.
Логопед. Послушайте стихотворение:
«У» — сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву «У».
Найдите букву У в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите по пунктирным линиям) красным карандашом. Напишите строчку из «больших и маленьких» букв.

9.Упражнение «Кольцо-кулак». (Развитие мелкой моторики.)
Логопед. Вы потрудились, и пальчики устали, давайте их разомнем.
Нарисуйте в воздухе букву У, сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда). Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем – другой, а потом обеими руками.

10.Окончание занятия. (Оценка работы детей.)
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорит на за¬нятии, чем
занимались, какие задания было интересно выполнять.

 

- Презентация к докладу по теме: "Дисграфия. Диагностика и коррекция"

(файл для скачивания *ppt, 445 Kb)

 
   
   
   
   
   
   
   

 

- Доклад по теме: «Современные подходы к рассмотрению понятий «личность», «мотивация», «эмоции» (представлен на заседании методического объединениея воспитателей) (скачать файл *.pdf)

- Доклад  по теме: «Проблема определения критериев уровня воспитанности детей  с ограниченными возможностями здоровья» (скачать файл *.pdf)

(представлен на заседании методического объединения воспитателей)

Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Личность формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Однако человек как личность формируется не путем простого усвоения общественных отношений и общественного опыта, а в результате сложного взаимодействия социальных условий и психофизических задатков развития.

Развитие личности детей с недостатками умственного развития, воспитание у них положительных черт характера – одно из важнейших направлений в коррекционно – развивающей работе учителей и воспитателей специальных коррекционных школ.

Развитие личности умственно отсталого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно происходит в своеобразных условиях.

Под уровнем воспитанности подразумевается соблюдение всех норм и правил социального поведения. Рассматривая уровень воспитанности, мы должны учитывать уровень развития таких нравственных качеств личности, как гуманность, вежливость, духовность, честность, способность к сопереживанию.

Критерии уровня воспитанности  выступают с одной стороны, в качестве диагностического инструмента, с другой – являются обучающей основой для саморазвития и самообучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Методики по диагностике уровня воспитанности предложены Аналитическим научно-методическим  центром «Развитие и коррекция», под руководством Е.Д.Худенко и модифицированные специалистами «Специальной (коррекционной) школы-интерната» (Шпаловой Л.А., Маслий А.Г., Сенокос О.В.)
 
Критерии уровня воспитанности детей с ОВЗ:

  1. Параметры мониторинга по выявлению уровня развития личности воспитанников.
  2. Параметры мониторинга по выявлению сформированных навыков самообслуживания у воспитанников.
  3. Параметры мониторинга по выявлению знаний о безопасности и умений их выполнять.
  4. Параметры мониторинга по выявлению эмоционального здоровья обучающихся.
  5. Параметры мониторинга по выявлению общего физического развития детей, их знаний о ЗОЖ
  6. Параметры мониторинга по выявлению уровня сформированности трудовых умений и навыков и выявление иждивенческой направленности.
  7. Параметры мониторинга по выявлению основ социализации и межличностного общения.

 

Скачать полный текст с расшифровкой параметров мониторинга (файл *.pdf)

В работе с трудными детьми и детьми с низким уровнем воспитанности воспитателям следует придерживаться следующих психолого-педагогических рекомендаций:

1. Единообразие требований всех педагогов, работающих с трудными детьми.

Для этого коррекционную работу с детьми необходимо строить с учетом мнения каждого педагога, чтобы предъявлять к учащимся единые требования.

2. Адекватность требований.

Соответствие требований возможностям ученика.

3. Обеспечение эмоционального комфорта воспитаннику.

Нежелательно, чтобы воспитанник воспринимал воспитателя как чужого человека, настроенного против него. Поэтому важно педагогу воспринимать трудных детей такими, какими они есть, спокойно, проявлять сдержанность при каждом новом негативном высказывании и поступке.

4. Усиление контроля.

В нем особенно нуждаются импульсивные, невыдержанные дети. Рекомендуется всеми средствами вызывать у подростков чувство раскаяния трудного ребенка за содеянное. Необходимо реже прибегать к наказаниям, чаще использовать такие средства воспитательного воздействия, как стимуляция примерного поведения, демонстрация чувства огорчения за поступки учащегося. Отказ от похвалы.

5. Поощрение активности.

Рекомендуется загружать гиперактивных и неорганизованных детей полезной и увлекательной работой, не оставляя им свободного времени для безделья.

6. Избегать приклеивания ярлыков.

Пересмотр воспитателем своих негативных суждений о трудных воспитанниках как о неисправимых, быстрая положительная реакция и поощрение их усилий по преодалению своих недостатков в поведении, общении.

7. Использовать похвалы и поощрения. Трудных школьников хвалят за все: улучшение учебы, поведения, за творческие усилия.

8. Применение наказания в ограниченных, но необходимых случаях.


3. Доклад по теме: "Разработка СИПР для обучающихся с глубокой умственной отсталостью" (представлен в рамках работы Ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования в Красноармейском районе) 

Специальная индивидуальная программа развития. 2 класс. (с рабочими программами и КТП)

Разработка СИПР для обучающихся с глубокой умственной отсталостью (файл *.pdf)

Идеология ФГОС  обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью построена на двух взаимодополняющих составляющих: академические результаты учащихся и их жизненные компетенции.
Все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. Чем тяжелее нарушения развития учащегося, тем больше возрастает составляющая жизненных компетенций при проектировании СИПР.

Структура СИПР

I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях.

II. Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ПМПК.

III. Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

IV. Содержание образования СИОП включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.

V. Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

VI. Специалисты, участвующие в реализации СИПР, например: учитель класса, учитель музыки, учитель физкультуры или адаптивной физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.

VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи

VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.


 

Профилактическая работа с учащимися

Разработка занятия "Курить - здоровью вредить"

Цели:
- Способствовать формированию ответственного отношения воспитанников к собственному здоровью и негативного отношения к табакокурению;
- Расширить круг реалистичных представлений учащихся о социальных и медицинских последствиях табакокурения;
- Научить подростков критическому осмыслению рекламы табачных изделий.
Ход занятия:
 1.Объявление темы занятия, постановка цели и задач занятия.
Учитель:
Колумб Америку открыл
Великий был моряк
Но плохо тем , что приучил
Он всех курить табак
От трубки мира у костра
Раскрученной с вождем
Привычка вредная пошла
В масштабе мировом
И, сегодня, мы поговорим о вреде курения.

Учитель:
Давайте ответим, почему подростки курят?
Вероятные ответы учащихся:

* из любопытства;
* за компанию;
* рвение показать себя «крутым» и взрослым;
* слабая воля;
* нечем занять досуг;
* недопонимание угрозы курения;
* «покурю и смогу кинуть»;
* не занимаюсь спортом;
* влияние рекламы, кино, телевидения;
* наличие карманных средств и т.д.

2.Демонтрация мультфильма «Иван Царевич и табакерка»

3.Групповая дискуссия «Государственные меры по профилактике табакокурения» (обсуждение вопросов о существующих мерах профилактики: ограничение курения в общественных местах, продажи сигарет несовершеннолетним и др. Опыт других стран по профилактике табакокурения).

4.Упражнение «Сколько ты прокуришь денег?»(учащимся предлагается подсчитать, сколько уходит денег у человека, выкуривающего полпачки, пачку сигарет в день, за неделю, за месяц, за 6 месяцев, за год; а после представить себе, на что другое можно потратить эти деньги).

5.Демонстрация изображений сигаретных пачек (российских, других стран), их обсуждение.

6.Упражнение «Расскажем правду курильщику» (учащимся предлагается нарисовать внешний вид пачки сигарет, который бы сообщал правду о продукте, чтобы увидев ее, человеку не захотелось пробовать содержимое. Обсуждение рисунков).
 
Основные понятия для освоения учащимися: табак, никотиновая зависимость, последствия употребления табака – социальные и медицинские, пассивное курение, общественное место, возраст, с которого законом РФ разрешается покупка табачных изделий, политика государства по профилактике табакокурения.


 

Круглый стол по психологии на тему "Характер и темперамент"

(скачать файл *.pdf)

Участники: старшеклассники

Цель:
Сформировать представление темпераменте, о чертах своего характера, желание развивать положительные черты характера.

Форма урока: эвристическая беседа.

Дидактический материал: опорный конспект, раздаточный материал.

Ход занятия.
I. Организационный момент.

Знакомство. Ведущий передает мяч каждому из участников с просьбой сказать свое имя и самую хорошую черту своего характера.

II. Обоснование актуальности темы.

Психологическая притча.

Притча о камнях в душе.

 Ученик пришел к учителю:
- Я хочу стать таким, как ты – мудрым, позитивным, спокойным, и никогда не злиться.
- Хорошо, - сказал учитель, - я тебе помогу. Принести картофель и прозрачный пакет.
 Когда ученик принес, тот продолжил:
- Каждый раз, когда ты на кого-нибудь рассердишься, обидишься, или совершишь нехороший поступок, добавляй в пакет одну картофелину. Этот пакет ты должен всегда носить с собой.
 Ученик согласился.
 Через какое-то время его пакет наполнился картофелем, и его стало трудно носить с собой. К тому же картофель начал портится - покрылся скользким гадким налётом, некоторый загнил и стал издавать тошнотворный запах.
 Когда вонь с пакета стала невыносимой, ученик снова пришел к учителю, и тот сказал:
- То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты злишься, обижаешься, или обижаешь других, у тебя в душе образуется камень. С каждой новой обидой или злостью ты добавляешь камни. Плохие поступки, обиды и злость превращаются в привычки, привычки - в характер, а характер рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

III. Изложение лекционного материала с элементами беседы:
Психолог: Давайте подумаем, чем мы не похожи друг на друга? Я слушаю ваши ответы. А кроме внешности, чем они еще отличаются? Правильно, своим поведением, характером и темпераментом. Сегодня мы узнаем, что такое «темперамент»  и «характер».

В V веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Гиппократ — вошёл в историю как «отец медицины». Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью.
Гиппократ описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. От преобладания той или иной жидкости зависит темперамент человека, темп, ритм, интенсивность происходящих в его душе процессов.

Виды темперамента:

  • Холерический – от слова «желчь»
  • Сангвинический – от слова «кровь»
  • Флегматический – от слова «слизь»
  • Меланхолический – от слова «черная желчь»

Экспресс-тест на определение темперамента

От темперамента человека зависят:

  • скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
  • пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;
  • темп и ритм деятельности;
  • интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
  • направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

Темперамент является основой характера.

Психолог: Что же такое характер?
 Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливают типичные для неё способы поведения.

Характер проявляется в виде черт характера, они могут быть положительные и не положительные:

Вот перечень положительных качеств человека:

- доброжелательность;

- открытость;

- человеколюбие;

- усидчивость;

- открытость новому;

- серьезность;

- добродушие;

- сдержанность;

- тактичность;

- веселость;

- целеустремленность;

- настойчивость и так далее.

Вот перечень отрицательных черт характера человека:

- инертность;

- завистливость;

- агрессивность;

- праздность;

- замкнутость;

 - недоброжелательность;

- неусидчивость и так далее.

Тест на познание своего характера

IV. Закрепление материала:

Сценка «Три характера»
Нужно показать, как ведут себя три персонажа, разные по характеру, в одной и той же ситуации.
Жили-были три закадычные подружки — Плакса, Злюка и Резвушка. Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно вымокли. Покажите, как поведут себя разные по характеру Плакса, Злюка и Резвушка.
К какому типу темперамента подходят эти персонажи?

Рефлексивное задание «Я на лестнице характера»

Психолог. Откройте свою рабочую тетрадь там, где у вас нарисована лесенка характера — доброты, щедрости, честности, общительности, трудолюбия, аккуратности. Вы уже знаете, что на ступеньках этой лесенки располагаются разные по характеру люди: на нижних находятся самые неприятные, а на верхних — очень приятные и достойные. Дома вы отмечали на лесенках свою ступеньку: ставили букву «Я» там, где она должна стоять по вашему мнению.

А теперь каждый из вас представит, что особенности его характера с помощью этих лесенок отмечает мама. Куда бы она тебя поставила? Подумай и поставь на соответствующую ступеньку букву «М».

А на какую ступеньку тебя поставит учительница? Напиши на ней букву «У».

Теперь проверьте — на каждой лестнице должны стоять буквы «Я», «М», «У».

V. Подведение итогов.
Пусть каждый участник закончит фразу: "Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь..." Для этого упражнения можно взяться за руки.



 

 


 


 

 

Дата последнего обновления страницы 30.12.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения