Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СТ-ЦЫ ПОЛТАВСКОЙ

       

Страничка учителя-логопеда

 

Нахашева Людмила Викторовна

Педагогический стаж - 25 лет

Стаж работы в должности учителя-логопеда - 15 лет

В школе-интернате работает с 1992 года

Образование: высшее, Ростовский государственный педагогический университет, 1997

Квалификационная категория: высшая, 2012 г.

Портфолио учителя-логопеда

Персональный сайт на портале "Социальная сеть работников образования"

Цели и задачи деятельности учителя-логопеда:

1. Осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у воспитанников  школы-интерната.

2. Консультировать педагогов по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения речевого развития.

3. Формировать родительскую компетенцию  вопросах преодоления речевого нарушения детей.

 

Содержание работы учителя-логопеда школы с введением ФГОС

Усложнение научно-технического прогресса
Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

Усложнение дефектов речи
Давно практикующие логопеды замечают, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:

  1. дефицит внимания;

  2. низкий уровень развития самоконтроля;

  3. низкий уровень познавательной активности;

  4. быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность;

  5. особенности зрительно-пространственного восприятия;

  6. низкий уровень мотивации к обучению.


Цель работы:

оказание помощи, направленной на преодоление нарушений устной  и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Задачи логопеда:

  • осуществлять диагностику речевого развития детей;
  • определять уровень сформированности компонентов речи детей;
  • наметить подгрупповые и индивидуальные планы коррекции и компенсации речевых дефектов с учётом их структуры и степени тяжести;
  • способствовать развитию детей для успешного освоения ими образовательной программы;
  • предупреждать нарушения устной и письменной речи;
  • взаимодействовать с ПМПк и ПМПК;
  • распространять логопедические знания среди педагогов и родителей.

 

Аналитический отчет за 2015-2017 годы

 

Итог  логопедического  воздействия: формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.

В практической деятельности учителей-логопедов сложилась определённая система работы в этом направлении. Разработаны методические рекомендации по устранению фонематического недоразвития и лексико-грамматического нарушения, имеется достаточное количество практического материала по работе над связной речью, но информационные технологии пока ещё слабо используются в этом направлении, хотя дают множество возможностей:

  • доставлять обучающимся необходимый практический материал в доли секунды;
  • активизировать  и сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания;
  • задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и  аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает воспитанникам лучше понять и усвоить материал;
  • оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков; 
  • увеличить объем выполнения тренировочных упражнений;
  • а так же при подготовке к занятиям компьютер дает возможность сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий.

 

Работа учителя-логопеда строится по четырём направлениям: организационному, диагностическому, коррекционно-развивающему и просветительско-профилактическому. И в каждом из этих направлений можно использовать ИКТ.

Для формирования мотивации  воспитанников к речевой деятельности на логопедических занятиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у ребёнка познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений, с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий, создаёт ситуацию занимательности и заинтересованности, вызывает желание трудиться на занятии и осуществляется по следующим направлениям: 

  • развитие слухового внимания;
  • активизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения;
  • коррекция просодической стороны речи;
  • развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа;
  • уточнение, обогащение и активизация словаря;
  • коррекция и развитие грамматического строя речи;
  • развитие связной речи.

 

Практика показывает, что трудности современных детей с ОВЗ в освоении образовательной программы непосредственно связаны с недостаточно сформированным и развитым процессом произвольного внимания и недостаточностью развития слухового внимания. Умение слушать окружающие нас звуки, вычленять их из огромного потока, узнавать и называть очень важно для дальнейшей успешной коррекционной работы логопеда при любых  формах нарушения речи. Упражнения, направленные на развитие слухового внимания проводится практически на каждом занятии. 

Для этого подобраны файлы по следующим темам:

  • Звуки дома
  • Звуки деятельности человека
  • Звуки, которые издают животные и птицы
  • Чей это звук?

Чтобы задействовать не только аудиальный канал, но и  визуальный канал восприятия информации детьми почти все звуки сопровождаются яркими, красочными картинками. Это позволяет создать определенный эмоциональный настрой.

Для активизации артикуляционного аппарата  и организации минуток-отдыха и релаксации подобраны мультимедийные презентации и звуковые файлы.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Также у школьников, имеющих недоразвитие речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм, и недостаточность объема словаря. Поэтому подбор игр и игровых упражнений, направленных на развитие этих компонентов речи, существенно облегчают коррекцию, особенно если они представлены в виде красочных и интересных по содержанию дидактических мультимедийных презентаций. 

Кроме того,   в настоящее время появляется большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые являются обучающими программами по различной деятельности. Благодаря таким тренажерам, ребёнок может пополнить знания и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий. 

Компьютерные программы для коррекции нарушений устной речи у детей встречаются редко, и, чаще всего, рассчитаны на использование родителями, а не специалистом по коррекции речевых нарушений. Следует также отметить, что программы для коррекции речи оказываются, как правило, дороже обучающих программ по какой-либо другой деятельности  в 5–7 раз.

Наиболее приемлемы в работе с детьми-логопатами следующие программы:

Программа «Игры для Тигры»

Данная программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 

Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение.
Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008)

Представляет собой набор заданий  для развития звуковой стороны речи. На диске имеется также раздел «Развитие связной речи», где ребёнку предлагается алгоритм создания описательного рассказа и рассказа по серии картинок. В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа научит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Создание коррекционно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда

Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно-развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.

Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.

Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.

Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.

Принципы создания коррекционно-развивающей среды

  1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»).
  2. Принцип активности – возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.
  3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.
  4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
  5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т.е. эстетическая организация среды.
  6. Принцип свободы достижения ребенком своего права.
  7. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.

 

Использование инновационных технологий в работе (скачать файл *.pdf)

 
   
   
   
   

 

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества образования 

Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя начальных классов начинается с первого учебного дня. Взаимодействие в работе происходит практически во всех видах учебной деятельности. Многие из проблем, мешающих успешному овладению учебными навыками, поддаются корректировке на логопедических занятиях.
По совместно составленному плану логопед принимает участие в работе:
-методического объединения учителей начальных классов;
-педсоветов;
-психолого-медико-педагогического консилиума, где рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.

Одним из важнейших условий совместной работы логопеда и учителя является выработка единства требований к учащимся.
Мной, учителем-логопедом и  учителями начальных классов, разработаны  требования, для достижения цели каждого  занятия  с детьми логопатами:
-всесторонне развивать личность учащегося - логопата;
-обучение должно носить воспитывающий характер;
-учитывать возрастные особенности детей;
-учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;
-осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
-добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;
-предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок;
-широко использовать наглядность, игровые методы и приемы.

В течение учебного года с учителями проводится консультационная работа.
В сентябре учителя 1-4 классов были ознакомлены с результатами первичного логопедического обследования. Совместно с учителями было составлено расписание логопедических занятий,  определены  направления индивидуальной коррекционной работы с детьми.  В период учебного года, все педагоги получают необходимые консультации.  На уроках учителя используют комплексы дыхательных и артикуляционных упражнений, предложенных логопедом. Я, как логопед, в структуру занятия включаю  лексические темы, которые дети изучают на уроках, например: «Школа», «Моя семья», «Дикие и домашние животные» и другие, так же  применяются лексические темы, отражающие региональный компонент,  например: « Животные и птицы Краснодарского края», «Особенности весны на Кубани», «Наша станица», «Животный мир Краснодарского края» и т.д.
Учителя, в свою очередь,   закрепляют  отработанные  на логопедических занятиях навыки  по коррекции устной и письменной речи. Учитель и воспитатель  с помощью логопеда осуществляет контроль за правильной речью детей, участвует в формировании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку формулировать ответы на уроках и организует речевое общение школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся, у которых остро стоит проблема коммуникации, а также для детей с общим недоразвитием речи.

Свои знания и умения дети показывают на логопедическом утреннике, который проводится в рамках недели «Психологии и коррекции».
Для учащихся 1  класса, совместно с учителем ,  в период дополнительных зимних каникул, проводятся  развлекательные мероприятия «Занимательная логопедия».
С учителями надомного обучения проводятся индивидуальные консультации по темам: «Разнообразие методов и приёмов для развития связной речи», «Как помочь заикающемуся ребёнку?», «Развитие зрительного восприятия у младших школьников» и др.

В логопедическом кабинете в речевом уголке, обновляются рекомендации для педагогов и родителей.

На школьном сайте опубликованы комплексы речевых разминок, которые родители могут выполнять с детьми дома.

Систематическая работа в тесном контакте с учителями, посещение уроков, с целью наблюдения за учащимися-логопатами, дают высокую эффективность каждого занятия, своевременное выявление трудностей, которые испытывает ребенок на уроках и определение целей для каждого занятия.

 

Методические разработки занятий 

Логопедическое занятие "Слогообразующая роль гласных" (скачать *.pdf)

Цель: Учить различать гласные и согласные звуки. Закрепить образование слогов  с помощью гласных.
Задачи:  Формирование навыка правильного  образования слогов с  помощью гласных  и называние количества слогов в слове.
 Коррекция и развитие устной и письменной речи, мышления на основе сравнения, анализа и  синтеза, фонематического, зрительного восприятия,    лексико - грамматической   стороны  речи, дифференциация  гласных и согласных звуков и букв.  
 

Презентация к логопедическому занятию "Слогообразующая роль гласных" (скачать .*pdf)

 

Методическая разработка логопедического занятия "Деление слов на слоги" (скачать *.pdf)

Цели:

Образовательные: формирование навыков деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие: развитие дыхания, мелкой моторики, психических процессов, обогащение и активизация словаря .

Воспитательные: воспитание чувства ответственности, взаимопомощи.

Презентация к занятию "Деление слов на слоги" (скачать *.pdf)

Содержание занятия:

- Приветствие

- Кадендарь природы (Лексическая тема "Осень")

-  Встреча с героями сказки "Гуси-лебеди"

- Чистоговорки

- Дыхательная гимнастика

- Выполнение заданий Яблоньки

- Выполнение заданий Печки

- Физ.пауза

- Выполнение заданий Речки

- Работа с компьютерной программой "Баба Яга учит читать"

- Игра на ориентировку в пространстве

- Чтение отрывка из сказки "Гуси-лебеди"

- Рефлексия

 

 

 

 

Из опыта работы обучения детей с синдромом Дауна на логопедических занятиях

скачать презентацию

     
       

 

 

Результаты успешного обучения детей  с синдромом Дауна.

В моей логопедической практике с детьми синдромом Дауна я работаю впервые.

Мною накоплен небольшой опыт работы с данной категорией детей.

Особенно хочется отметить работу по развитию речи, т.к. именно речь является средством общения, а эти дети испытывают большие трудности в произношении звуков, слов, а затем и фраз. Они нуждаются в специальной коррекционной помощи.

На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми — дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат.

При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения - одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.
В процессе занятий по развитию речи детей данной категории мною используются самые разнообразные методы и приемы:  наблюдения, дидактические игры, чтение и пересказ текстов, сказок, рассказывание стихов, просмотр видеозаписей и др. Это способствует формированию различных сторон речевой деятельности ребенка. Под воздействием коррекционного обучения речь особенных детей развивается и совершенствуется и, хотя не достигает уровня нормального развития, обеспечивает ребенку общение с окружающими их людьми.
Непосредственное участие родителей в этом сложном процессе ускоряет и облегчает реабилитацию ребенка. С этой целью мною  разработана система домашних занятий.

Все речевые упражнения составлены с учетом разных стартовых возможностей детей.

От занятия к занятию я училась лучше понимать детей и это, в свою очередь, сделало   общение с ними более полноценным и значимым. В  играх важен положительный эмоциональный настрой. Я училась радоваться вместе с девочками. Обязательно поощряю их  похвалой  за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. Необходимо терпеливо относится  к неудачам на занятии, помнить о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле.

По сравнению с первым годом обучения в этом учебном году наблюдается положительная динамика  развития девочек.  Настя стала комфортно чувствовать себя в школе, не боится звонков и окружающих детей. Без  ошибок соотносит картинку с названием. Может ответить на простой вопрос (односложно). Стала лучше понимать обращённую речь. У девочки хорошо развивается мелкая моторика. Научилась правильно держать карандаш, что способствует развитию навыков рисования и письма. Полина запомнила почти все буквы алфавита, учится соединять слоги. Овладела навыками счёта до 10.

Бесспорно, что работу по развитию и обогащению словарного запаса ребенка, нужно вести и в повседневной жизни.  В семье, воспитывающих детей занимаются с девочками,  как родители, так и старшие дети. 

Занятия в школе  организуют,  дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи.
Считаю необходимым продолжить коррекционную работу с данной категорией детей, искать новые методы коррекции.

 

Система логопедической работы по развитию речи учащихся

Целью логопедической работы является создание условий, способствующих изучению, коррекции и дальнейшему развитию речевой системы детей с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

-диагностика и коррекция устной и письменной речи;

-развитие и коррекция высших психических функций, моторики;

-своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми общеобразовательных (коррекционных) программ;

-повышение мотивации к учению, общению;

-пропаганда специальных знаний по логопедии среди педагогов школы-интерната.

Критериями и показателями эффективности логопедической работы являются: чистое звукопроизношение, умение правильно выразить свои мысли, пересказать и составить рассказ, умение общаться со сверстниками и взрослыми, успешная учебная деятельность детей-логопатов, адаптация в окружающем социуме.

В систему логопедической работы входит: диагностика, коррекция, предупреждение, разъяснение, отслеживание динамики изменений в речевом развитии.

 

Организация коррекционного процесса строится на основании нормативно-правовой документации.  Нормативные документы хранятся в электронном варианте в отдельной папке на рабочем компьютере. Специальная документация хранится в бумажном и электронном вариантах, основывается на имеющихся основных нормативных документах, охватывает все виды работ и строится в соответствии с основными направлениями деятельности. Документация отражает в целом структуру деятельности школы-интерната, ориентирована на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы образования «стандартами» отчетности.

Отчетная документация включает:

— количественные данные о проведенной в течение года работе;

— основные проблемы, которые решает учитель-логопед;

—научно-методические средства, применявшиеся в работе и качественную характеристику проведенной работы.

 

С учётом современных подходов и требований к организации коррекционно-развивающей работы с учащимися школы-интерната ведётся следующая документация:

- план работы учителя-логопеда на учебный год;

- речевая карта на каждого учащегося;

- журнал первичного обследования учащихся;

- журнал учёта посещаемости логопедических занятий учащимися;

- список учащихся, записанных на коррекционно-логопедические занятия;

- перспективные план коррекционной работы по группам;

- поурочные планы коррекционных занятий;

- отчёт учителя-логопеда за учебный год;

- график работы учителя-логопеда;

- паспорт логопедического кабинета.

 

Практика работы последнего десятилетия в школе-интернате показывает, что при первичном обследовании у 100% учащихся 1-х классов диагностируется системное недоразвитие речи (различной степени тяжести), которое проявляется в стойком фонетическом недоразвитии, нарушенном звукопроизношении (как правило, полиморфном), выраженных аграмматизмах, бедности словарного запаса, недостаточности употребления слов, обозначающих действия, признаки и отношения, резком снижении речевой активности и коммуникации, маловыразительности речи, отсутствии логических ударений.

У значительной части детей имеются те или иные речевые нарушения: алалия, ринолалия, дизартрия, логоневроз, дислалия. Причем, преобладают сложные речевые расстройства (дизартрия, алалия, ринолалия), а функциональные расстройства (дислалия) отмечены в минимальном количестве. Самым распространённым речевым нарушением у детей является дизартрия.

Ключевую роль в системе коррекционной логопедической работы играет выбор технологии логопедического обследования. Для проведения диагностики Нахашева Л.В. использует следующую комбинацию методик:

- Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста/Под общ. ред. Т.Н.Волковской. - М.: Изд. Дом "ОБРАЗОВАНИЕ ПЛЮС", 2009. В основу данного пособия положены разработки ведущих отечественных специалистов в области логопедии Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше, Г.А.Волковой, Т.В.Тумановой, Т.А.Фотековой.

- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. В альбоме предоставлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи.

- Киселёва В.А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии. Пособие для логопедов. - М.: Школьная Пресса, 2007. В пособии предлагается методика диагностики и коррекции стёртой формы дизартрии, сочетающая традиционные логопедические приёмы с нейропсихологическими и психологическими методами. Методика ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст.

 

Коррекционно-развивающая среда включает в себя:

- сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий с широким спектром коррекционно-развивающих игр;

-преемственность и взаимосвязь в работе с ребенком-логопатом всех специалистов школы-интерната.

Система логопедической работы имеет следующие направления деятельности:

-развитие психологической базы речи;

-развитие речевой коммуникации обучающихся;

-развитие общей, мелкой, артикуляторной и мимической моторики;

-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

- работа над дыханием и просодической стороной речи;

-постановка или уточнение правильного произношения звуков и закрепление их в речи;

-расширение представлений об окружающем мире, обогащение и актуализация словарного запаса;

-формирование грамматического строя речи;

-развитие диалогической и монологической форм речи;

-предупреждение и коррекция нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории;

-воспитание мотивации к учению.

 

В целях четкой организации всего коррекционного процесса, единого учебно-методического сопровождения составлена рабочая  учебная  программа  «Коррекция нарушений устной и письменной речи для учащихся с общим недоразвитием речи 1-4   классов коррекционной школы VIII вида»; рабочая  учебная  программа: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся с общим недоразвитием речи для 5-7 классов коррекционной школы VIII вида»; индивидуальные рабочие программы для отдельной категории учащихся.

 

Содержание логопедического занятия (обучающего, закрепляющего, или комбинированного типа) зависит от целей и задач (образовательных, коррекционных и воспитательных). Занятия составляются с соблюдением всех структурных компонентов: организационный момент, основная часть и заключение. Упражнения и задания подбираются с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Как правило, каждое проводимое занятие содержит:

1.Организационный момент. Его цель: настроить детей на занятие, создать положительный эмоциональный настрой.

2. Сообщение темы занятия с целью мотивации на учебную деятельность.

3. Артикуляционную гимнастику. Её целью является подготовка артикуляционного аппарата ребёнка к занятию, настрой на правильное произношение звуков.

4. Упражнения для развития воздушной струи и правильного речевого дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддерживания соответствующей громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

5. Фонетическую зарядку. Цель- развитие слухового восприятия, уточнение артикуляции, воспитание умения правильно и чётко произносить слова и фразы.

6. Упражнения для развития фонематического слуха с целью развития способности чётко отличать одни речевые звуки от других.

7. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Их цель- развитие точных координированных движений, внимания, памяти, мышления, речи.

8. Упражнения на коррекцию ВПФ с целью развития психологической базы речи.

9. Физ. минутку (логоритмику). Цель- предупреждение состояния переутомления, снятие физического напряжения с тех групп мышц, которые наиболее утомлены во время сидения, повышение работоспособности и активности детей на занятии.

10. Подведение итогов работы с целью анализа, оценивания успешности достижения цели занятия и перспективы на будущее.

 

В процессе коррекции речевых нарушений используются следующие логопедические технологии:

-технологии коррекции звукопроизношения;

-технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;

-технологии коррекции голоса, развития интонационной стороны речи;

-технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи;

-технологии мониторинга логопедической работы.

В работе учителя-логопеда целесообразно и оправданно применение современных компьютерных программ, игровых технологий, здоровьесберегающих технологий, Это позволяет добиваться эффективной положительной мотивации обучающихся к исправлению речевых нарушений.

Положительными моментами логопедической работы можно считать:

-создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы;

-знание своих учеников, их психо-соматических особенностей;

-разнообразное построение занятий,

-максимальное включение анализаторов,

-использование различной наглядности;

-применение различных методов оценивания.

Четкая организация всей системы работы обеспечивается не только своевременным обследованием детей, рациональным планированием, составлением расписаний занятий, наличием программного обеспечения, но и хорошей материально-технической базой.

Логопедический кабинет оснащен современной мебелью, компьютером, рекомендуемым оборудованием, в нем достаточно методической литературы, специального инструментария, пособий нового поколения.

   

 

 

Отчёт об использовании информационных технологий  в моей логопедической практике

 

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционном процессе, поэтому логопеды  активно включаются в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях  в своей логопедической практике я использую компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.  

Занятия с использованием компьютера считаю необходимо проводить, при соблюдении определенных условий для сбережения здоровья ребенка (соблюдение СанПиНов):

  • использование новых моделей компьютера;

  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

  • включать в занятия учителя-логопеда игры, направленные на профилактику нарушений зрения;

  • во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

 

Направления коррекционной работы с использованием ИКТ.

У детей, имеющих нарушения речи, недостаточный объем словаря, грамматические нарушения, нарушения связной речи, они испытывают трудности при автоматизации звуков. Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) использую  компьютерные презентации:

Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков.

Формирование лексико-грамматических категорий –накопление и расширение словаря, словообразование, словоизменение.

Развитие связной речи– пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.

 Обучение грамоте– формирование навыков звуко-буквенного анализа, и синтеза.

На логопедическом занятии провожу гимнастику для глаз. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Вниманию ребенка представляется таблица с картинками. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одной картинки на другой. Ребенок называет картинки, на которые приземляется бабочка.

Наряду с использованием собственных  программ применяю в своей практике готовые компьютерные программы.  Мною были приобретены: логопедическая компьютерная программа «Учимся говорить правильно. Часть1.Часть2»; «Веселые игры для развития речи и слуха»; «Баба-Яга учиться читать».

На некоторых занятиях по ознакомлению с буквами применяю флеш-игры «Буквы-сестрички», «В городе букв» автор Б.О. Нуриева, сайт Школьный логопед.

Мною  апробирована система использования традиционных средств и методических приёмов с применением элементов программы логопедического тренажера «Дельфа – 142», обеспечивающих коррекционную направленность формирования письменной речи у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Работа с тренажером планируется как этап логопедического занятия. На разных этапах логопедической работы по коррекции письменной речи перед педагогом стоят различные задачи. Для решения этих задач в тренажере существуют различные режимы: обучение, контроль и повтор.

В основе методики воспитания правильного письма был взят подход, изучаемый Лалаевой Р.И. в работе с учащимися коррекционных классов, а также использование упражнений по развитию письменной речи компьютерной программы «Дельфа-142».

 

   

 

Преимущества использования ИКТ в коррекционной работе: 

компьютер на логопедических занятиях не цель, а средство, которое помогает лучше проводить коррекционную работу с детьми.

позволяет   составлять наглядно-дидактическое сопровождение к  занятиям;

повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;

обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

 

Применение ИКТ в логопедической  работе позволило сделать мне следующие выводы:

-компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;

-использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;

 

-способствует повышению самооценки ребенка (система поощренийкомпьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);

- активное применение компьютера в учебной деятельности значительно экономит силы логопеда при подготовке к занятиям, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям.

 

-благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.

 

-появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме. Так как ведущая деятельностью у детей - игровая.

 

В настоящее время продолжается работа по накоплению педагогического опыта в области применения компьютерных программ на логопедических занятиях.  В дальнейшем планирую шире  использовать компьютер в диагностических целях.

 

     

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"