Ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования в Красноармейском районе
Положение
Отчет о работе ресурсного центра
Апрель 2018 года
В 2017-2018 учебном году в школе-интернате продолжает работать Ресурсный центр по вопросам инклюзивного образования детей с нарушениями интеллекта.
Ресурсный центр оказывает методическое и организационно- информационное сопровождение образования детей с нарушениями интеллекта в общеобразовательных учреждениях в рамках реализации инклюзивного образования.
В рамках Ресурсного центра состоялось семинарское занятие по теме «Психолого-медико-социально-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья». Встреча проходила в форме круглого стола. В ней приняли участие логопеды, психологи, учителя школ Красноармейского района.
Доклад по теме семинара:
Роль школьного консилиума в индивидуальном психолого-медико-социально-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Презентация к докладу
2 слайд
ПМПконсилиум составляет единый комплекс медицинского, психологического, логопедического и педагогического разделов. В каждом из них выдвигаются определенные задачи, решение которых позволяет обобщить разнообразные данные, в интегрированном виде определить особенности ребенка.
3 слайд
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционно-психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, исходя из реальных возможностей школы в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
4 слайд
Основные задачи деятельности ПМПконсилиума – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированностей или нарушений в когнитивной, моторной, соматической, эмоционально-личностной сферах и в поведении.
Каждый специалист, ориентируясь на решение вопросов в сфере своей компетенции, вносит собственное понимание и, в то же время, одну из составных частей целостной картины квалификации развития ребенка и прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения.
5 слайд
Функции психолого-медико-педагогического консилиума
4.1. Диагностическая функция
- проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе;
- диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей её коррекции.
4.2. Реабилитирующая функция
- предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов;
- создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса;
- определение оптимальной для развития ребенка учебной программы, интеграции детей в соответствующие классы или типы образовательных учреждений.
4.3. Воспитательная функция
- разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;
- оказание помощи педагогическим работникам и родителям (законным представителям) в обучении, воспитании и развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.
6 слайд
Структура и организация деятельности ПМПк
5.1. ПМПК создается в Учреждении на основании приказа директора Учреждения.
5.2. В своей деятельности ПМПк руководствуется Уставом Учреждения, настоящим Положением и иными локальными актами регулирующими деятельность ПМПк.
5.3. В состав ПМПк могут входить следующие специалисты: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по коррекционной работе, заместитель директора по воспитательной работе, медицинский работник, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, другие педагогические работники.
Члены ПМПк выполняют свои функциональные обязанности предусмотренные настоящим Положением непосредственно в свое рабочее время.
Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка в присутствии родителей (законных представителей). Обследование может проводиться и без родителей (законных представителей) по их письменному согласию.
По данным обследования каждым специалистом составляется заключение, и разрабатываются рекомендации.
5.4. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников школы с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу должно быть получено в письменном виде.
На основании полученных данных коллегиально составляется заключение консилиума и рекомендации по обучению, развитию и воспитанию ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.
Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в школе) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
7 слайд
Психолого-медико-педагогические консилиумы в Учреждении подразделяются на плановые консилиумы и внеплановые консилиумы.
8 слайд
Плановые ПМПк организуются и проводятся в соответствии с планом работы ПМПк на учебный год, проводятся не реже одного раза в учебную четверть.
Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:
- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;
- выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
- динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
9 слайд
Внеплановые ПМПк собираются по запросам специалистов, ведущих с данным ребенком коррекционно-развивающее обучение и развитие, а также родителей (законных представителей) ребенка. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка.
Задачами внепланового консилиума являются:
- решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
- изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её необходимости.
10 слайд
Консилиум имеет несколько этапов: Подготовительный этап; Основной этап; Заключительный этап.
Подготовительный этап включает в себя: психолого-педагогическое изучение педагогически запущенного, проблемного ребенка; беседу с учителем (учителями); подготовку предварительной характеристиками и рекомендаций психолога, педагога, медика, социального педагога.
Основной этап консилиума проводится по общей схеме: анализ первичной информации, коллективное изучение индивидуальных особенностей обучения и воспитания обучающегося с помощью всех участников учебно-воспитательного процесса; выявляются причины, вызывающие затруднения у обучающегося и учителя, разработка мер по устранению причин; коллегиальное обсуждение результатов обследования; анализ поступивших предложений.
Заключительный этап: производится письменное оформление рекомендаций в виде заключения, представление заключения и рекомендаций родителям (законным представителям).
11 слайд
Заключение - итоговый документ консилиума Заключение консилиума включает в себя: психолого-медико-педагогический статус школьника на момент обследования; особенности развития на момент обследования; содержательную наполненность стратегии его сопровождения в процессе обучения; формы сопровождения школьника психологом, классным руководителем, воспитателем, а также сроки сопровождения.
12 слайд
Ответственность специалистов ПМПк.
Специалисты ПМПк несут ответственность за:
- адекватность используемых диагностических и коррекционных методов;
- обоснованность рекомендаций;
- конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
- соблюдение прав и свобод личности ребенка;
- ведение документации и её сохранность.
Рабочие моменты семнара
План работы ресурсного центра на 2016-2017 учебный год (скачать *.рdf)
|
Мероприятие |
Сроки проведения |
1 |
Анализ работы за 2015-2016 учебный год.
Утверждение плана работы на 2016-2017 учебный год. |
Сентябрь |
2 |
Размещение информации на школьном сайте |
Ежемесячно |
3 |
Рассылка информационных писем на электронную почту образовательных учрежений |
По мере необходимости |
4 |
Сбор информации о предполагаемых информационных партнерах |
Сентябрь |
5 |
Мониторинг "Выявление потребности образовательных учреждений по вопросам эффективности образования детей с ОВЗ" |
Сентябрь, июнь |
6 |
Пополнение банка методических разработок, учебно-программного обеспечения и контрльно-измерительных материалов |
Ежемесячно |
7 |
Круглый стол "Инклюзивное образование: проблемы, перспективы, решения" |
16 ноября 2016 г. |
8 |
Семинар "Организация сопровождения педагогов общеобразовательных организаций, работающих в рамках инклюзивного образования" |
май 2017 года |
9 |
Методическая и консультативная помощь педагогам общеобразовательных школ по вопросам образования и воспитания детей с ОВЗ |
По запросам |
10 |
Мониторинг деятелности ресурсного центра |
Март, июнь |
11 |
День открытых дверей для педагогов муниципальных школ Красноармейского района |
14 декабря 2016 г. |
12 |
Подведение итогов. Представление отчета в Региональный центр |
Август 2017 г. |
Отчет о работе ресурсного центра в 2016 году
Дата |
Тема семинара-практикума |
Открытые уроки |
Участники |
11 марта 2016 года |
Обучение трудовым навыкам учащихся с проблемами развития
|
ПТО (сельскохозяйственный труд), 9 класс
ПТО (Основы кулинарии), 9 класс
Строительное дело, 8 класс
Швейное дело, 8 класс
|
Учителя технологии школ Красноармейкого района - 10 человек |
16 марта 2016 года |
Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов по программе VIII вида |
Индивидуальное логопедическое занятие, 3 класс
Индивидуальное логопедическое занятие, 5 класс
Индивидуальное занятие учителя-дефектолога, 3 класс
Индивидуальное занятие педагога-психолога, 1 класс
Групповое занятие педагога-психолога, 4 класс |
Педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи, социальные педагоги школ Красноармейского района - 6 человек |
17 марта 2016 года |
Формы и методы обучения детей с проблемами развития |
Письмо и развитие речи, 4 класс
Письмо и развитие речи, 3 класс
Математика, 1 класс
Математика, 3 класс
Чтение и развитие речи, 2 класс |
Учителя начальных классов школ Красноармейского района - 6 человек |
6 апреля 2016 года |
Особенности обучения детей с проблемами развития |
История России, 7 класс
Письмо и развитие речи, 5 класс
Письмо и развитие речи, 6 класс
Основы православной культуры, 5 класс |
Учителя русского языка и литературы, учителя истории, учителя ОРКСЭ школ Красноармейского района - 17 человек |
21 апреля 2016 года |
Особенности обучения учащихся коррекционной школы |
Математика, 6 класс
Математика, 9 класс
Биология, 9 класс
Основы ПК, 8 класс |
Учителя математики, биологии, школ Красноармейского района - 6 человек |
22 апреля 2016 года |
Развитие ученического самоуправления в образовательной организации через реализацию социально-значимых проектов |
Сбор отряда "Капелька" - "Равняемся на героев"
Сбор отряда "Радуга" - "Имя героя - отряду"
Сбор отряда "Неугомон" - "Имя героя в сердце каждом"
Мастер-класс "На зарядку становись!"
Заседание совета ДО "Радужный дом": отчет руководитель штабов, планирование героической недели. |
Педагоги коррекционных школ Краснодарского края - 8 человек
Педагоги школ Красноармейского района - 5 человек |
27 апреля 2016 года |
Здоровьесберегающая направленность коррекционного обучения и воспитания |
Физкультура, 3 класс
ЛФК, 2 класс
ИЗО, 5 класс |
Учителя физкультуры, учителя ИЗО школ Красноармейского района - 3 человека |
Комментарии
Оставьте комментарийCOMMENTFORM